Личный опыт: как из продавца-консультанта я стала звёздным визажистом

От работы в пензенском магазине косметики — до участия в крупнейших ТВ-проектах и подготовки актёров с мировым именем. Из «гадкого утёнка» – во вдохновительницу женщин всех возрастов. Наташа Бах — топ-визажист, стилист и основательница собственной школы макияжа — рассказывает свою историю.

На этой странице

Наташа Бах – востребованный визажист знаменитых артистов и звёздных блогеров. Многократно участвовала в ведущих мероприятиях, показах и шоу: Russian Fashion Week, «Новая Волна», «Песня Года», «Премия МУЗ-ТВ» и других. Работала на Первом, «Пятнице», МУЗ-ТВ, MTV, СТС и других каналах. Топ-мастер и преподаватель проекта «Персона» (в прошлом), основательница студии макияжа и женского клуба Beauty Bah.

Не гадкий утёнок: как я поборола свои комплексы

— В детстве я мечтала стать балериной. Очень просила отдать меня в школу балета, пока мне не сказали, что в нашем городе (Пензе) её нет. Но когда мне было лет 11-12, папа привёл меня в театральную студию «Мастерская танца, пластики и импровизации».

Это был, в общем-то, взрослый театр и взрослая труппа. Но меня туда взяли, потому что руководитель и режиссёр была другом папы. Он – выходец из творческой среды: сам – художник по металлу, друзья – артисты.

В студии ко мне прекрасно относились, и это помогло мне раскрыться. До того, как я туда попала, чувствовала себя гадким утёнком. Что странно — ведь я хорошо выглядела (сейчас я это понимаю). И родители меня любили и хвалили. Мама всегда говорила: «Ты — лучшая, самая талантливая, самая красивая».

Наташа Бах в детстве

Но почему-то я очень стыдилась себя, в частности, своей худобы. И в целом, была очень закомплексованной, закрытой — до такой степени, что, например, даже в магазине не решалась спросить продавца о цене. Вообще редко открывала рот, из родных разговаривала только с мамой. Даже бабушки с дедушками думали, что я практически не разговариваю.

Зато во мне уже тогда была некая житейская, врождённая мудрость. Она мне подсказала, что со своим стеснением нужно бороться — только тогда можно будет хорошо жить дальше и добиться всего, чего хочешь. Так я поняла, что мне нужен театр: выступления помогут победить этот страх. И я стала выходить на сцену!

Это было очень страшно! Просто катастрофа! Но я себя переборола. От зажатости и закомплексованности удалось избавиться именно так, через сцену. У меня всё получилось.

В результате я не стала актрисой, чему очень рада. Сейчас я понимаю, что это совсем не моё. Мне гораздо ближе творчество в другом выражении. Очень круто, что я стала визажистом. Хотя когда-то я даже не подозревала о существовании этой профессии.

Макияж пальцами: как я освоила косметику

— Никогда не была фанатом косметики. В детстве не красилась. И вообще в куколки играла до 15 лет! Но вот мне исполнилось 16. Моя студия переехала в Москву, я осталась без театра, и мне нужно было куда-то себя деть.

Соседка посоветовала мне пойти в Пензенский театр моды. Красивейшие костюмы, театрализованные показы, фотосессии, рекламные съёмки… И это вывело меня на новый уровень избавления от стеснительности. Наоборот: я стала очень продвинутой! Много снималась, работала в крупных проектах, в том числе на телевидении.

Именно тогда я поняла, что сама могу делать красивый макияж. Причём не только себе, но и другим. И буквально из ничего. Потому что я из очень-очень бедной семьи, в которой иногда даже еды не было, а о хорошей косметике речи вообще не шло! Но как-то у меня получалось красить практически пальцами и с помощью подручных средств. Получалось классно! Подружки стали просить накрасить их на выпускной, другие мероприятия.

При этом связывать жизнь с макияжем я не планировала. Учила монолог из своей любимой книги «Мастер и Маргарита» и готовилась поступать в местное театральное училище.

Но не поступила. В нашей семье произошла трагедия. Я поняла, что какое-то время содержать семью придётся мне, так что учиться я не могу — нужно идти работать.

Тёмные помады и паспорт Chanel: о моей работе консультантом

— Я устроилась продавцом в магазин косметики, где проработала год, выучила весь ассортимент, вызубрила все составы. Ко мне начали ходить постоянные покупатели. Упорством, трудом и желанием я добилась того, что мне предложили должность уже не продавца, а консультанта. Это было на порядок круче. Отличная зарплата, удобный график, любовь клиентов.

К этому времени я поняла, что уже могу позволить себе заочное обучение. Поступила на экономический факультет Пензенского педагогического университета — того самого, в котором учились почти все звёзды, рождённые в Пензе: Тимур Родригес, Павел Воля и другие.

Позже в городе открылась крупная сеть парфюмерных и косметических магазинов, и меня пригласили консультантом уже туда. Зарплата была роскошной, но и требования жёсткие. Постоянные командировки, обучение, тренинги по косметологии, парфюмерии, декоративной косметике; тестирование на знание составов, необходимость идеально выглядеть и обслуживать покупателей.

Кстати, отличный опыт. Я очень люблю, когда всё правильно и чётко структурировано. Поэтому обожала свою работу, а все обожали меня. Именно тогда я начала делать клиентские макияжи и получила должность консультанта Chanel. Даже не окончив вуз! Это было безумно круто, туда никого не брали без высшего образования. Все, у кого есть паспорт Chanel, знает, как это престижно и как сложно его получить.

В нашей сети постоянно устраивались различные внутренние конкурсы для консультантов, и я на них лидировала. Например, все удивлялись, как мне удаётся продавать тёмные помады — ведь их обычно никто не берёт! Но у меня продавалось всё. К тому времени я уже окончила курсы визажистов, поэтому предлагала постоянным клиентам профессиональный макияж с тёмной помадой, после чего её с удовольствием покупали. Таким образом я продвигала этот тренд.

На упомянутых конкурсах я постоянно выигрывала подарки и поездки, в том числе и в Москву. В одной из этих поездок я познакомилась с будущим мужем, и он забрал меня в столицу. Только поэтому я перестала работать в сети. В остальном — не хотела и не планировала уезжать!

Некрасивых женщин не бывает: как я создала школу макияжа

— В 20 лет я открыла свою первую школу макияжа для женщин. На тот момент я уже работала консультантом в косметическом магазине и продолжала деятельность в театре моды. Там я выступала, преподавала дефиле и актёрское искусство, а после создания школы ещё и учила нанесению косметики.

Занятия проходили в одном из кабинетов пензенского Центра детского и юношеского творчества. Так как всё должно было быть официально (ведь это государственное муниципальное учреждение), я написала для школы программу и защитила её в Министерстве образования. Получила категорию педагога дополнительного образования и какое-то время преподавала до отъезда в Москву.

Выглядела я ещё моложе своих 20 лет. Но моими ученицами были женщины вдвое старше — по вечерам они приходили ко мне учиться макияжу для себя. Сами занятия стоили копейки. Мне было важно именно научить — уже тогда у меня были такие принципы.

У меня сохранилась эта программа. Сейчас я её читаю и удивляюсь: как в 20 лет можно было придумать такую философию, откуда я её взяла? Но я и сейчас, и всю жизнь придерживаюсь этой идеи. Она — о том, что некрасивых женщин не бывает — есть те, что забыли о себе. Если ты ухоженная, развиваешь свой внутренний мир, заботишься о внешности, то ты точно красива. И я помогу в этом.

Но затем я уехала из Пензы, и занятия прекратились.

Вдохнуть новую профессию: как я преподавала в «Персоне»

— В Москве я первое время совсем растерялась: здесь у меня только муж, город абсолютно чужой, при себе у меня только минимальный набор косметики. Стала думать: что же мне здесь делать, куда обратиться и что придумать, чтобы пробиться на телевидение и в глянец? Именно такую планку я себе поставила — работу с селебрити.

Здраво рассудила, что прежде всего нужно пройти обучение именно в Москве. Большое спасибо моему мужу — он оплатил мне мастер-класс по фото- и ТВ-макияжу в имидж-студии «Персона», купил мне дорогущие кисти, кейс. Тогда это стоило 50 тысяч рублей — огромные деньги!

В «Персоне» меня сразу же заметили и пригласили работать в основной состав. Так началась моя работа в различных проектах на телевидении — на съёмках для Первого канала, в новостных передачах на «РЕН-ТВ».

Постепенно я профессионально росла. Уже буквально через год меня саму пригласили преподавать в «Персоне». Я тогда спросила: «Уверены, что я могу?». «Абсолютно. Давай, пора». И я набирала большие группы, утренние и вечерние. До сих пор общаюсь с девочками, которые тогда у меня отучились. Помню практически каждую. Некоторые из них до сих пор в моей профессиональной команде визажистов.

Я преподавала много лет, но в конце концов устала. Когда учишь базе, тебе нужно буквально за десять занятий вдохнуть в человека новую профессию. Да так, чтобы тебе потом не было стыдно, что твоя ученица что-то плохо делает или не понимает клиента. Ведь визажист — это наполовину психолог, поэтому на занятиях я много внимания уделяла правилам общения и индивидуальному подходу.

В конце концов, я просто выдохлась и прекратила давать базовые занятия. После этого проводила только курсы по повышению квалификации визажистов. Например, был интересный мастер-класс Celebrity Make Up, на котором я рассказывала, как работать со знаменитостями и найти к ним подход.

Макияж для мужчины: о начале моей работы со звёздами

— Первые звёздные клиенты появились у меня буквально через неделю после начала работы в «Персоне». И тогда же произошёл небольшой казус.

Если до этого я делала макияж только женщинам, то здесь, во время трёхдневного мастер-класса, я обучилась и мужскому макияжу. И вот, во время работы с передачей «Приют комедиантов», которая тогда выходила на Первом канале, я узнала, что буду делать макияж мужчине. И не кому-то, а своему любимому актёру Дмитрию Дюжеву!

Каково было моё удивление, как у меня дрожали руки, когда ко мне в кресло сел сам Дмитрий Дюжев, улыбающийся, с фактурным мужественным лицом! Я, совершенно «зелёная» девочка-визажист, кое-как что-то делаю. Через пять минут он встаёт и уходит, а я понимаю, что это провал! Лицо получилось слишком светлым! А для мужчины важно, чтобы тон был более тёмный и землистый – такова особенность мужского макияжа. Это я сейчас знаю, перекрасив сотни звезд, а тогда у меня не было такого опыта. Как и возможности сказать артисту: «Садитесь обратно, я переделаю».

Но к счастью, со мной были опытные коллеги. Одна из них помогла мне разрешить ситуацию. Она просто взяла пудру потемнее, подошла к Дмитрию и сделала вид, что ей нужно только припудрить. И таким образом сделала общий тон чуть темнее. Всё закончилось благополучно!

А после этого за мной приехал муж. Я села к нему в машину и, даже не поздоровавшись, позвонила маме в Пензу. Дело было уже за полночь, мама очень испугалась: «Что случилось?..». А я ору в трубку: «Мама, я трогала Дмитрия Дюжева!».

В целом, период работы с «Приютом комедиантов», конечно, был незабываемым. Там я красила Ольгу Аросеву, Ларису Гузееву и даже поправляла грим Людмиле Гурченко. Было очень много роскошных советских артистов – потрясающий опыт работы, которым я очень горжусь.

Мы не расстаёмся: о моих постоянных звёздных клиентах

— Вообще, я работала и работаю со многими звёздами: Викторией Дайнеко, Ларисой Долиной, Нюшей, Марией Кожевниковой и другими. Но из постоянных могу в первую очередь назвать Кристину Асмус. Собираю её на выходы — либо я, либо девочки из моей команды. Много лет мы с ней дружим, общаемся семьями. У нас часто бывают выезды и командировки — уже пол-России объехали вместе. Какие только сумасшедшие образы мы с ней ни создавали!

Кристина Асмус
Лариса Долина
Нюша

Также я очень давно работаю с фэшн-блогером и телеведущей Кариной Нигай. Сейчас она очень популярна, а когда мы только познакомились — она, как начинающий блогер, пришла на MTV, где я тогда работала. Мы сразу нашли общий язык и с того момента уже не расстаёмся. Я с Кариной везде: на всех съёмках и других важных мероприятиях. У неё даже есть такое выражение: «Болеет Наташа — болею я. Никуда не пойду без Наташиного макияжа».

Последнее время, уже примерно год, работаю с телеведущей Ассоль. Тоже шикарная женщина, мама с очень близкими мне ценностями: семья для неё, как и для меня, на первом месте. Ассоль я также часто готовлю для выходов и эфиров.

Капризны ли звёзды: о нюансах работы с селебрити

— Считается, что звёзды очень требовательны к визажистам и стилистам. Зачастую — да. Но на это есть несколько причин. Первая: практически каждый артист однажды обжёгся на образе, который ему не подошёл.

Это случается со всеми селебрити. Если загуглить «неудачный макияж звёзд», мы увидим его и на Дженнифер Лопес, и на Анджелине Джоли, и на Николь Кидман, то есть даже на известнейших женщинах планеты. Отсюда рождается неуверенность и у других актрис. К тому же они понимают: фотографии этих провалов будут потом преследовать их всю жизнь, ведь интернет помнит всё.

Вторая причина: тревожность. Был случай, когда в гримёрку забежал очень известный артист, укутанный до ушей. Снимает шарф и просто рыдает. Я: «Что случилось?». «У меня прыщ!..». Я его успокаиваю: «Ничего страшного, сейчас решим» и быстренько корректирую. Прыща и след простыл. Ничего страшного для меня в нём и не было, но у человека совсем другое восприятие.

Вообще, знаменитости практически каждый день примеряют на себя работу визажиста. Они в этом уже и сами стали профессионалами — хорошо знают, какой макияж им подойдёт, в каком чувствуют себя увереннее. И стараются придерживаться его. В этом тоже может проявляться их тревожность — когда они не могут объяснить, куда тебе, по их мнению, нужно вывести стрелку и сколько добавить светлого, но ты видишь, что они нервничают по этому поводу. Тот случай, когда важны твоя уверенность, как профессионала, и конечно, опыт: чем больше макияжей ты сделала, тем лучше знаешь анатомию лица.

То есть визажист не просто должен нарисовать красивую картинку на лице. Он должен подарить клиенту уверенность в себе. Создать настроение и вообще сделать для него этот день и вечер. Причём не важно, звезда перед тобой или нет: именно у этого человека должны быть раскрыты его самые лучшие стороны, подходящие под конкретный вечер под конкретную задачу.

Закалка и сила: о том, что мне дала моя работа

— 24 года я работаю с людьми, 20 из них — со знаменитостями. Что мне подарила работа? Первое, что приходит в голову: закалку.

В целом, жизнь меня сильно закалила — было несколько очень серьёзных переворотов, когда нужно было начинать всё заново и буквально восставать из пепла. Но я не очень уважаю тех, кто в сложных ситуациях мямлит: «ой, не знаю, что теперь делать, ой, всё пропало». И себя могу назвать сильным человеком. Такой меня сделал и общий жизненный опыт, и опыт работы. В частности, со звёздами, в масштабных ТВ-проектах.

Например, во время работы в «Ледниковом периоде» нужно было так  закрепить прическу, чтобы, не дай Бог, ни одна шпилька не выпала – ведь это риск травм для артиста. Эта огромная ответственность, плюс круглосуточная занятость, вечные выезды очень укрепили меня, как личность. Теперь я знаю, что справлюсь с любой задачей, и никогда не унываю.

Как-то у меня был из ряда вон выходящий случай. Я работала в новостной передаче на «РЕН-ТВ» и должна была делать макияж и причёску очень известной телеведущей. На подготовку к эфиру было всего десять минут. И тут я понимаю, что забыла все кисточки!

Мне удалось скрыть волнение. Я честно предупредила человека, что ситуация внештатная и нестандартная, но уверила, что я со всем справлюсь. Работала руками, ватным диском и ватными палочками. И действительно со всем справилась! Несмотря на то, что с этой телеведущей в целом было очень сложно работать, её все боялись, она была уверена, что у меня всё удастся — и всё удалось.

Второй подарок: люди. Благодаря работе, в моей жизни появились потрясающие люди, которыми я восхищаюсь — интересные, глубокие, необычные личности, преданные своему делу. Артисты не бывают другими, иначе бы они просто не стали бы артистами!

Богиня в моих руках: о самом невероятном опыте

— Однажды в Россию на три дня приезжала знаменитая актриса Фанни Ардан. Когда мне сказали, что я буду с ней работать, чуть в обморок не упала. Для меня Фанни Ардан — икона, богиня. То же самое, как если бы в моих руках оказалась Моника Белуччи! Я была в диком шоке.

По дороге в её отель очень сильно переживала — найду ли я общий язык с легендой мирового кино, понравится ли ей макияж в моём исполнении. Но после первого же общения она пригласила меня работать с ней все три дня, что она была в Москве. Мы с ней ездили в «РИА Новости». Я по её приглашению ходила на спектакль «Корабль “Ночь”», который Фанни привезла в Москву и который показывали в Доме музыки.

Фанни Ардан в макияже от Наташи Бах

Опять же — к вопросу о том, что мне дал этот опыт. Это ощущение преодоления себя; понимание, что ты можешь, что ты — достойна, и что рядом с тобой могут быть звёзды такого уровня. Потрясающее чувство.

Три шага: о лайфхаке, который помогает мне жить и работать

— Есть ли у меня секреты, которые помогают быстро решать сложные задачи и форс-мажоры? Я пользуюсь одним лайфхаком, которым делюсь со всеми своими ученицами.

На случай, когда планируются очень важные выезды или предстоит работа с кем-то настолько серьёзным, что сложно справиться с волнением, у меня есть «Правило трёх шагов». Я делаю к двери три шага и при каждом из них говорю: «Я понимаю, я принимаю, я прощаю». Закрывая за собой дверь, я оставляю за ней всё, что за рамками этого правила.

Я понимаю человека в любом случае — возможно, он в плохом настроении, не очень хорошо себя чувствует, не выспался или вообще не спал несколько дней. Может быть, у него или неё было тяжёлое детство. Да всё что угодно! Я просто это принимаю и заранее прощаю всё, что сегодня может произойти.

И это ощущение даёт такую внутреннюю свободу, спокойствие и уверенность в себе, что человек, который у тебя оказался, это чувствует. Бывает даже такое, что тебя начинают проверять — как бы «подёргивать», пусть даже неосознанно. Но нет, ты не ведёшься, ты чувствуешь абсолютно себя свободно, легко и уверенно внутри. И человек тоже медленно выдыхает, расслабляется и отдаёт себя в твои руки. Всё, он уже начинает доверять, и у вас складывается коннект. Очень классно работает.

Не просто «помадку подобрать»: о моём бьюти-клубе

— Я уверена, что абсолютно каждая девушка и женщина, в любом возрасте, с любым доходом и в любых обстоятельствах может чувствовать себя и выглядеть красивой. Именно эту мысль я несу в своём клубе — онлайн-школе макияжа, которую я основала в 2020 году.

Я даю простейшие техники по макияжу, укладкам и уходу — на любой бюджет. Показываю, как одним средством можно сделать всё. Как использовать продукты от самых разных брендов и из разных магазинов – и всё это для того, чтобы каждый день чувствовать себя уверенно, видеть себя красивой, чувствовать себя нужной, в первую очередь, самой себе и жить счастливую женскую жизнь.

Когда ты любишь саму себя, тебя любят и все вокруг. Именно так это работает. И именно это ощущают на себе девушки, которые уже давно состоят в моём клубе. Очень круто читать о происходящих с ними изменениях.

Вот что я вкладываю в клуб: не просто помадку подобрать, накраситься, научиться делать стрелки и укладку. Смысл не в этом. Это — всего лишь маленький шаг к себе любимой. И когда я вижу, слышу и читаю от девушек в своём клубе: «Я быстро, на раз-два, навела красоту и так классно себя чувствовала, просто летала!» — это самое главное.

Для меня важно, чтобы женщины любили время, посвящённое себе. Своего рода женская медитация: садиться за макияж и наслаждаться самим процессом и своим отражением в зеркале. Хочется, чтобы девушка настолько в себе была уверена и так себя любила, что села и играючи за пять минут сделала классный макияж, посвежела, помолодела, похорошела, настроение поднялось — и побежала счастливая!

Не заставлять себя: мой главный жизненный принцип

Есть ли у меня жизненное кредо? Есть, и я давно к нему пришла. Оно звучит так: «Всё через любовь». Любовь к себе, к своей семье и к своему дому, любовь к своей профессии, к своим клиентам. Даже к природе, погоде, архитектуре и ко всему остальному.

Например, абсолютно не важно, где я живу: в съёмной маленькой квартире или на даче — там будет всё сделано с любовью, будут поддерживаться красота, уют, чистота и стиль.

Даже если я разлюблю свою работу (а такое бывает, мы все устаём), я в первую очередь сделаю всё, чтобы заново её полюбить. С помощью обучения, новых знакомств, новых мест и новых средств. Если не поможет, и полюбить не получится, уйду. Мне не нужна работа, которая не доставляет удовольствия и, более того, изводит меня.

То же самое с семьёй. Если я вдруг когда-нибудь, не дай Бог, разлюблю человека, я максимально поработаю над тем, чтобы вернуть эту любовь. Но если ничего не выйдет, уйду. Никогда и ни в чём не буду заставлять оставаться там, где мне не нравится, и делать то, что я не люблю.

Фото: предоставлено Наташей Бах