Правда или миф: топ-менеджеры IT-компаний не следят за модой? Разбираем на примере Марка Цукерберга

От серых однотипных толстовок до пафосных рэперских луков c золотыми цепями. Как эволюционировал стиль Цукерберга за 20 лет и почему его простоватый гардероб — не всегда то, чем кажется.
Нулевые: соседский парень
Кажется, что самый молодой миллиардер в истории никогда претендовал на звание иконы стиля. Но все мы помним, как выглядел Марк Цукерберг в 2000-х — задолго до того, как его состояние достигло 179 миллиардов долларов.
Пока весь мир следил за кодером-вундеркиндом, создавшим крупнейшую и наиболее успешную соцсеть, тот чувствовал себя вполне комфортно в серых футболках, синих джинсах и свитшотах с застёжками под горло.
Тогда этот аутфит не воспринимался как униформа ботаника. Это была обычная одежда двадцатилетнего студента тех лет (миллениалы, вспоминаем себя в середине 2000-х). Хотя студентом Марк уже не был: в 2005 году он бросил Гарвардский университет, чтобы полностью сосредоточиться на создании соцсети, которая вскоре станет самой популярной в мире.

Джесси Айзенберг довольно точно воссоздал внешний вид Цукерберга в фильме «Социальная сеть»
У каких брендов Марк одевался тогда, остаётся тайной. Скорее всего, это был обычный ноунейм из гипермаркетов, так как никакого посыла или заявления в этой подчёркнуто простой одежде тогда ещё не было.
2010-е: вызов Уолл-стрит
Заявление через гардероб появилось через пару лет. В 2012 году 27-летний Марк Цукерберг, уже будучи гендиректором, отправился на встречу с потенциальными инвесторами в Нью-Йорке. И шокировал их своим внешним видом. Марк появился в тёмно-сером худи от неизвестного бренда и в целом выглядел так, будто наспех накинул первые попавшиеся вещи, висящие на стуле.
Серая толстовка на Манхеттене вызвала волну общественного осуждения – и одновременно одобрения. Её восприняли, как противоположность галстуку Hermès — любимому аксессуару на Уолл-стрит — и плевок в лица тех, кто его носит.
Этот случай даже получил название «худигейт». По мнению аналитиков, толстовка Цукенберга «символизирует дух Кремниевой долины: дерзкую, юношескую уверенность в себе» и куда большую сосредоточенность на «действительно важных идеях», нежели на деньгах акционеров.
Сам Марк подтвердил эту мысль в интервью 2014 года. Он заявил, что принципиально не утруждает себя выбором одежды:
«Я по-настоящему стремлюсь освободить свою жизнь от каких-либо решений, кроме как о том, как лучше всего служить этому сообществу. Я чувствую, что не справляюсь с работой, если часть моей энергии тратится на глупые или легкомысленные вещи».
Конец десятых: скромное обаяние капитала
Почти десятилетие, с конца нулевых до конца 2010-х, Цукерберг носил одно и то же: уже упомянутые тёмные толстовки, серые футболки и джинсы. Джинсы могли быть как светлыми, так и тёмными. Комплект дополнялся максимально удобной парой обуви – шлёпанцами Adidas, теннисными кроссовками Brooks и тому подобными.
Как-то в 2016 году Марк опубликовал пост в своей соцсети: фото стеллажа, забитого одинаковыми толстовками и футболками. «Первый день после декретного отпуска. Что мне надеть?» — задал он риторический вопрос подписчикам.
После этого «футболка Цукерберга» стала мемом и она же – его собственным брендом. Совсем как чёрная водолазка Стива Джобса. Известно, что Джобс заказывал себе такие водолазки сотнями: он рассказывал своему биографу Уолтеру Айзексону, что запаса любимых свитеров ему хватит до конца жизни — носи хоть каждый день.
Конечно, у Джобса был не совсем бюджетный вариант: культовая водолазка Issey Miyake Semi-Dull T стоила около $270. Но и цукенберговские наряды были не так просты. Если в начале десятилетия серые футболки и худи закупались у массмаркет-бренда Hanes (по средней цене в $10), то ближе к концу 2010-х медиамагнат перешёл на итальянский люкс.
Аналогичные на вид вещи Brunello Cucinelli отличаются от Hanes и качеством, и ценником: в среднем от $300 до $400 за каждую.
В 2018-м Марк стал смелее демонстрировать «скромный шик». Его стиль начал больше отражать растущее состояние. По данным Forbes, состояние Цукерберга на тот момент составляло около 71 миллиарда долларов. Как результат – майки и толстовки плавно сменились кашемировыми свитерами и более облегающими джинсами.
2020-е: стеснение пропало
В 2021-м Марк Цукерберг вдруг опять всех удивил. На конференцию Allen & Company Sun Valley 2021 года он заявился не в джинсах, а в мандариново-жёлтых шортах. Худи тоже присутствовало, но уже не мешковатое, а с классической итальянской посадкой по фигуре.
А в феврале 2024 года Цукерберг запостил фото из Японии, куда отправился в отпуск с женой Присциллой Чан. К кашемировому свитеру добавилась… дублёнка!
Дальше – больше. Марк перестал противиться формальному стилю и даже решил сделать его более вычурным. Например, на предсвадебном торжестве самой богатой семьи Индии, Амбани, чета Цукерберг и Чан была одета в чёрное с золотом. На костюме у Цука сидели золотые стрекозы.
В целом, классический чёрный костюм давно стал для него привычным выбором. Он появляется в нём на всех торжественных церемониях, судебных заседаниях и других официальных событиях. Бренд костюмов пока не идентифицирован.
Но всех сразил образ Цукенберга, в котором он предстал на своё 40-летие: массивная золотая цепь и чёрная футболка с надписью «Карфаген должен быть разрушен».
Это не просто трендовый лук, отсылающий к рэперам 90-х, но и очередная пасхалка. Фраза Carthago delenda est, которую приписывают римскому историку Катону Старшему, в своё время была боевым кличем внутри компании Цукерберга (когда она конкурировала с Google). А что касается цепи: оказывается, на ней выгравирована молитва, которую Марк читает своим дочерям.
Наконец, уже в этом году СМИ обсудили ультраредкие часы, которые Цукерберг «засветил» в одном из последних видео. Hand Made 1 от Greubel Forsey стоят $ 900 000 (это примерно в 100 раз дороже Rolex), и их изготавливают всего по два-три экземпляра в год.
Из «ботанов» в трендсеттеры
Считается, что именно Цукерберг помог сформировать тот самый — незатейливый и максимально практичный – образ айтишника. Но, похоже, он уже давно уделяет значительно больше внимания тому, что носит и как выглядит.
Вообще, схожая тенденция наблюдается во всей IT-верхушке. Безос превратился из кое-как одетого тощего «зануды» в мускулистого голливудского антагониста: расхаживает в ковбойских шляпах и модных очках. Илон Маск сменил наглухо застёгнутые ботанские рубашки на кожаные куртки-«пилоты», а заметные залысины – на роскошную шевелюру. И вряд ли эти ребята просто следуют моде – они создают свою.
Так что присмотритесь к хрестоматийному tech bro, если таковой есть в вашем кругу знакомых. Возможно, именно его советы помогут вам сэкономить на стилисте.
Фото: Shutterstock, соцсети Марка Цукерберга и Присциллы Чан, кадры из фильма «Социальная сеть»