Как красились советские женщины в разные годы существования Советского Союза, какие средства были им доступны и что использовали взамен магазинной косметики

На этой странице

1920-е — 1930-е годы: брови-ниточки и белая пудра

Любовь Орлова в фильме «Весёлые ребята», 1934 г.

Идеалом красоты в то время были актрисы. Если за океаном женщины копировали макияж Греты Гарбо и Клары Боу, то в СССР образцами для подражания были Любовь Орлова, Марина Ладынина, Мария Стрелкова и Софья Магарилл. Характерные черты макияжа эпохи 1920-х — выщипанные в ниточку тёмные брови, накрашенные яркой помадой губы бантиком, выбеленное очень светлой пудрой лицо.

Вечерний мейк часто подразумевал также выразительно подчёркнутые тёмными тенями глаза. Если косметики не было — ее нередко делали сами. Например, тушь — из смеси хозяйственного мыла и сажи или гуталина.

В 1922 году был создан Государственный союзный трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности. Он несколько раз менял свои наименования, но был известен всем в стране под сокращенным названием «ТЭЖЭ». «ТЭЖЭ» выпускал не только мыло и шампуни, но и помады, пудру, тушь для ресниц и другую косметику.

Кадры из фильма «Весёлые ребята» (1934 г.) – колоризованная версия

Однако яркий макияж большинство советских женщин делали в то время только по особым случаям: посещение театра, поход в ресторан, торжественный повод. Выйти на улицу с яркой помадой с утра считалось неприличным — если, конечно, речь не об актрисе или жене высокопоставленного чиновника. А те, кто не относился к богеме или элите, часто и вовсе обходились без декоративной косметики. Тем более, что в конце 1920-х в стране началась борьба с «модничеством» во всех его проявлениях, от одежды до макияжа и причесок. Девушек, которые пользовались косметикой, за глаза называли «пудреными», и «крашеными», и это были отнюдь не комплименты. А в 1930-х в моду вошел культ здорового тела, подразумевавшего естественную красоту. Можно было обходиться пудрой, карандашом для бровей и помадой или вазелином — вместо блеска для губ.

1940-е — 1950-е годы: коралловая помада и аккуратные стрелки

Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь», 1956 г.

«Губы такие уже не носят!» – именно эта фраза из культового советского кинофильма «Весна» стала девизом для многих женщин. Потому что главным бьюти-оружием в 40-е годы стала помада.

В тяжёлые военные годы женщинам было не до косметики. Однако когда пришло мирное время — всем захотелось быть красивыми. Хитом этих десятилетий стала красная помада, особенно популярны были тёплые оттенки. Это не только дань моде: в послевоенные годы СССР многие помады имели морковный оттенок — из-за растительных жиров, которыми стали заменять оказавшиеся дефицитом животные.

Зато к 1950-м ассортимент оттенков расширился — появились светлые, бежевые, розовые, бордовые, красно-коричневые. Также в конце 1940-х моду вошли стрелки, которые рисовали заточенным чёрным карандашом или тушью — с помощью заострённой спички. Ассортимент косметических средств, доступных советским женщинам, был не широк. Также как и ассортимент бьюти-аксессуаров. Например, рассыпчатую пудру наносили кусочком ваты, скатанным в шарик.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956 г.)
Кадр из фильма «Весна» (1947 г.)
Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1958 г.)

В конце 1950-х в СССР уже работало несколько фабрик, выпускающих декоративную косметику. Ее ассортимент всё ещё был невелик, но постепенно увеличивался. В 1950-е ленинградская фабрика «Северное сияние» начала выпускать знаменитую тушь «Ленинградская», ставшую первой — и самой знаменитой советской массовой тушью. В народе её называли тушь-плевалка (брусок твёрдой туши нужно было смачивать водой, но удобнее было использовать слюну).

1960-е: перламутровые тени и ресницы Твигги

Наталья Варлей в фильме «Кавказская пленница», 1967 г.

В 1960-е ассортимент советской косметики стал значительно шире. В магазинах появились жидкие тональные кремы, кремовые румяна, крем-пудры, вслед за коричневой тушью появилась синяя. В моду вошли широкие стрелки, голубые, сиреневые и салатовые перламутровые тени, ресницы-«паучьи лапки» как у модели Твигги.

Во времена Брежнева осуждать тех, кто пользуется декоративной косметикой окончательно перестали. Даже красавица-комсомолка Нина из «Кавказской пленницы» подкрашивает глаза тенями, красит ресницы и рисует стрелки. Так как многим работающим женщинам утром не хватало времени на макияж, красоту они наводили на работе. Эта традиция прижилась на десятилетия. Так что кадры из «Служебного романа» Эльдара Рязанова, когда все сотрудницы первым делом после прихода на работу начинают краситься — не выдумка, а проза жизни.

Кадр из фильма «Кавказская пленница» (1967 г.).
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968 г.)
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968 г.)

Как в те годы выглядел вечерний макияж, можно понять по кадрам из «Бриллиантовой руки», где героиня Светланы Светличной очаровывает героя Анатолия Папанова.

1970-е: румяна и накладные ресницы

Наталья Селезнёва в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.

В 1970-е в советских журналах стало все больше рекламы декоративной косметики. В массовой продаже появились компактные пудры (правда всего в двух-трёх оттенках), накладные ресницы и прочие западные «штучки», в моду вошла помада под цвет лака для ногтей — фабрики специально выпускали подобные дуэты. Трендом стали помады холодных розовых и коричневых оттенков. Палитра, правда, по-прежнему была ограниченной — если сравнивать с сегодняшними.

В моду вошел макияж в стиле диско — на щёки обязательно наносили румяна, а цветные тени тушевали практически до бровей. Брови становятся всё тоньше и напоминают дуги, как и в 30-е годы. «Колоссальное значение сейчас приобретают брови», — учит Верочка (Лия Ахеджакова) свою начальницу Людмилу Прокофьевну (Алиса Фрейндлих) в «Служебном романе» и советует выщипать их в тонкую ниточку. Если нет пинцета — чертёжным рейсфедером.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977 г.)
Кадр из фильма «Служебный роман» (1977 г.)
Кадр из фильма «Ивани Васильевич меняет профессию», 1973 г.

Ресницы становятся всё более пышными и густыми. Кому не повезло со своими и у кого не было накладных, выручали 3-4 слоя туши. Склеившиеся ресницы разделяли булавкой и наносили новый слой. А перед тем, как красить, придавали ресничкам эффектный изгиб с помощью нагретого ножа. Конечно, на работу с диско-мейком мало кто рисковал ходить. Но вне рабочих стен его вполне можно было себе позволить и не бояться, что осудят.

В конце десятилетия в магазинах стала появляться зарубежная косметика. В основном из стран соцлагеря, но некоторым счастливицам за бешеные деньги удавалось достать и какой-нибудь дефицитный Lancome или Estee Lauder.

1980-е: всё и сразу

Кадр из фильма «Интердевочка», 1989 г.

Эти годы становятся десятилетием смешения стилей. В моду входят чёткий контур губ — на два-четыре тона темнее помады, перламутровые текстуры, тени с блестками. Хитом становятся помады неестественных сиреневых и лиловых оттенков, поклонницы натурального мейка предпочитают бежевый перламутр.

Так как в магазинах регулярно «выбрасывают» импортную косметику (не французскую правда, а польскую, чешскую, индийскую, югославскую), то собрать косметичку на любой вкус и цвет при желании и наличии денег не составляет труда. А самое главное — женщины сами решают, каким трендам следовать. Только с образцами для подражания возникает проблема — модные журналы есть, но их мало. Лишь в 1987 году выходит первый зарубежный журнал на русском языке — Burda. Правда он был больше не про красоту, а про моду, да и стоил дорого. Поэтому большинство ориентируется на макияж поп-артистов, актрис в фильмах, коллег или знакомых. Это нередко приводит к казусам.

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985 г.)
Кадр из фильма «Интердевочка» (1989 г.)
Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985 г.)

В то время как взрослые женщины с хорошим вкусом нередко демонстрируют образцы элегантного мейка, юные девушки смело экспериментируют с цветом и носят смелый «вечерний» макияж с самого утра.

Кому-то советские мейкап-тренды 1980-х сегодня покажутся вульгарными и смешными, а кто-то черпает в ретро-кадрах вдохновение и переосмысливает макияжные приёмы мам и бабушек.

В косметичку: 8 средств для модного ретро-макияжа и ностальгии

В нашей подборке — перламутровые тени, подводка, помады, румяна и даже твердая тушь — для тех, кто хочет вспомнить, как ей пользоваться, или научиться этому.