Будущее парфюмерии: синтетика, дешевизна и крупные партии?
Мы пообщались с Варварой Кулаевой, парфюмером сети магазинов Л’Этуаль, чтобы узнать о популярных ингредиентах и о том, стоит ли пользоваться дешёвыми парфюмами.
Синтетика в ароматах — это необходимо?
Это эволюционное решение. Натуральное сырьё очень подорожало и стоит баснословных денег, поэтому многие компании, даже мастодонты парфюмерного рынка, уже не могут его себе позволить. Некоторые ингредиенты и вовсе вошли в список запрещённых. Есть сообщество, которое устанавливает стандарты в парфюмерии, и, по его мнению, дубовый мох, например, опасен для здоровья. Поэтому если вы сравните ароматы из 90-х и современные переиздания — они будут звучать иначе, так как в современных использована синтетическая замена. Яркий пример — Fahrenheit, Christian Dior.
Правда ли, что при помощи химии можно воссоздать любой запах?
В парфюмерии она даёт огромную свободу. Например, из орхидеи физически нельзя получить экстракт или масло. Чтобы получить аромат орхидеи — без искусственных ингредиентов не обойтись. То же самое с ароматами еды и напитков — вы не добавите коктейль «Маргарита» в композицию, но если надо, на помощь приходит синтетика.
Почему нишевые ароматы стоят так дорого?
В нише используются дорогие ингредиенты и натуральные масла. Чтобы получить 1 грамм, например, розового масла надо от 3 до 10 мешков лепестков, собранных рано утром вручную. При этом сезон роз длится всего три недели. Плюс маленькие партии, заявка на эксклюзивность — всё это стоит денег. И, конечно, работа парфюмера — одна сложная композиция может стоить и 20000 евро. Дизайн тоже обойдётся недешево — флаконы часто делают вручную.
Какие ноты любят в России?
Самый продаваемый ингредиент — ваниль, самый популярный аромат — цветочно-фруктовый. Может, нам лета не хватает? Раньше все очень не любили розу и лаванду — боялись ассоциаций с «бабушкиным сундуком». Но всё меняется, сегодня их хорошо покупают. Сейчас в тренде линейные парфюмы — это когда с первой ноты до базы звучит один и тот же ингредиент. То есть композиция не раскрывается на коже в древесные или цветочные ноты, а звучит так же, как в момент нанесения. Такие ароматы можно легко между собой комбинировать. Вот, скажем, у нас есть зелёный чай и вербена — они лёгкие и всем понятны. Чтобы сделать их интереснее, можно смешать с грейпфрутом, например. В ЛЭТУАЛЬ есть целая коллекция линейных парфюмов Justessense, они легко сочетаются между собой. На упаковке можно найти рекомендации — какие из них лучше будут звучать в дуэте. Еще одна тенденция — люди стали больше понимать унисекс-ароматы. Есть даже мужчины, которые покупают женскую парфюмерию себе (их единицы, но они есть). На мужчинах, кстати, очень хорошо звучат белые цветы, а на женщинах — древесные композиции.
Аромат может быть хорошим и дешёвым?
Если аромат стоит недорого, это не значит, что он сделан из чего попало. Например, у больших компаний крупные тиражи и, как правило, нет посредников — это делает производство дешевле. Плюс люди стали проще относиться к ингредиентам. Те же моноароматы — простой базилик с нероли может звучать, как дорогой нишевый аромат, при этом денег на его создание уходит не так много. Блогеры и инфлюенсеры давно пропагандируют недорогие бренды в одежде, говоря о том, что покупать демократичные вещи не зазорно. Думаю, это касается и масс-маркет парфюмерии.