Эксперты вошли в чат. «Убийцы самооценки: почему копировать сцены из фильмов для взрослых – плохая идея?»

Вместе с сексологом, психологом и специалистом по созданию имиджа и коммуникациям разбираемся, как эротические сцены в кино заставляют вас комплексовать (причём совершенно напрасно). Осторожно, контент 18+

На этой странице
Колумнист Анна Агафонова (сексолог)
Анна Агафонова

Кандидат медицинских наук, клинический психолог, сексолог

Юлия Голдова
Юлия Голдова

Аналитический психолог, специалист по психологическому портрету личности, автор женских программ

Елена Воротынцева
Елена Воротынцева

Специалист по продвижению в медиа-поле коммерческих и персональных брендов, член союза пиарщиков России, заместитель Председателя союза пиарщиков России в г.Волгограде

В этой рубрике обсуждаем с экспертами самые сложные вопросы. Сегодня поговорим о том, стоит ли искать вдохновение в эротических сценах в кино и переносить киносценарии в собственную спальню.

Как в кино?

Кадры из к/ф «9½ недель», реж. Эдриан Лайн (1985 г.)

Несмотря на то, что, согласно исследованиям, в последние годы количество постельных сцен в фильмах сокращается, именно кино, как правило, задаёт некую планку, на которую зритель ориентируется как на социальную норму. Безупречные тела, идеальная кожа, пылкая страсть, вспыхнувшая в первые же минуты, гарантированое удовольствие и прочие киноштампы сбивают с толку: на их фоне проза собственной жизни кажется блёклой. Чтобы добавить в неё огня, многие пытаются сами копировать полюбившиеся горячие сцены из фильмов, или записываются на курсы, где коучи обещают «прокачать» интимную близость пары до уровня страсти Микки Рурка и Ким Бейсингер в легендарном фильме «9 ½ недель». Результат, как правило разочаровывает, что приводит к стрессу, СТОСН (синдрому тревожного ожидания сексуальной неудачи) и хроническому недовольству собой и собственным телом. Грустить у киноэкрана в одиночестве не выход. Лучше попробовать понять: почему выдуманная жизнь киногероев кажется вам подходящим образцом для подражания.

Откуда берутся кино-стереотипы?

Кадры из к/ф «Основной инстинкт», реж. Пол Верховен (1992 г.)
Колумнист Анна Агафонова (сексолог)

Дело в том, что красивая картинка всегда притягательна. А если речь о такой многомиллиардной индустрии, как фильмы для взрослых, важно помнить, что не в реалистичность, а именно в безупречную картинку вложены огромные бюджеты. Возьмём случай из моей практики. На прием пришла молодая девушка: стильная, продвинутая во всех отношениях. И вот она говорит: «В фильмах, там же так всё красиво, абсолютно всё!». И эту картинку с экрана она воспринимает как нечто само собой разумеющееся, как ориентир. Стоит ли удивляться, что с таким подходом реальность её разочаровывает и вызывает недовольство собой.

Анна Агафонова
Кандидат медицинских наук, клинический психолог, сексолог
Эксперт
Юлия Голдова

При просмотре эротических сцен может возникать чувство стыда, вины или тревожности. Это тоже стереотип, он тянется из детства, если риск быть замеченным и пойманным за просмотром фильма «не по возрасту» сопровождался страхом. Не все люди могут обнулить эти чувства, и невольно переносят негативные реакции уже во взрослую самостоятельную жизнь, где они, как правило, трансформируются в комплексы, замкнутость и другие неблагоприятные последствия для психики человека.

Юлия Голдова
Аналитический психолог, специалист по психологическому портрету личности, автор женских программ
Эксперт

Как на интимную жизнь влияют кино-стереотипы о сексе?

Кадры из к/ф «50 оттенков серого», реж. Сэм Тейлор-Джонсон (2015 г.)
Колумнист Анна Агафонова (сексолог)

Все мы по большей части мыслим стереотипами: не только в сексе, но и во всех прочих сферах жизни. И, естественно, стереотипное мышление сшибает все настройки, особенно, если шаблоны ошибочны, а стандарты – завышены.

Запомните, нет и быть не может никаких волшебных курсов, после которых всё у вас в постели будет получаться «как в кино». Многочисленные лжекоучи и псевдо секс-тренеры зачастую вообще не понимают, о чем говорят, либо судят только по своему опыту, а он не может быть универсальным. И каждый такой «специалист» добавляет собственные стереотипы к тем, что уже были навязаны до него.

Анна Агафонова
Кандидат медицинских наук, клинический психолог, сексолог
Эксперт
Юлия Голдова

Эротические сцены в кино могут иметь ряд негативных последствий для самооценки.

Особенно уязвимы и подвержены рискам в этом отношении:

  • молодые люди, чья самооценка только формируется
  • люди с априори заниженной самооценкой
  • люди с расстройствами пищевого поведения
  • те, кто негативно воспринимает собственное тело
Юлия Голдова
Аналитический психолог, специалист по психологическому портрету личности, автор женских программ
Эксперт

Почему «секса как в кино» не бывает?

Кадры из к/ф «Последнее танго в Париже», реж. Бернардо Бертолуччи (1972 г.)
Юлия Голдова

Откровенные сцены из разряда «18+» отличаются нереалистичностью, они с трудом применимы в повседневной сексуальной жизни пары, а зачастую и вовсе обладают всеми признаками негативных социальных норм. В то же время формируется искаженный, патологический стандарт, что в будущем может губительно сказаться на интимных отношениях в паре.

Юлия Голдова
Аналитический психолог, специалист по психологическому портрету личности, автор женских программ
Эксперт
Колумнист Анна Агафонова (сексолог)

Кино – это красивые актёры, специально выбранные ракурсы, грамотно поставленный свет. Каждый кадр обработан так, чтобы не были видны никакие дефекты кожи или особенности фигуры. Ретушь, фильтры бесконечные: по цвету, по качеству кожи… Возрастные актёры выглядят молодыми, подтянутыми. Не только интимные части тела ретушируются, весь их образ в целом абсолютно оторван от реальности. Это красивая сказка, сладкая ловушка.

Анна Агафонова
Кандидат медицинских наук, клинический психолог, сексолог
Эксперт

В чём же подвох?

Кадры из к/ф «Ромео + Джульетта», реж. Баз Лурман (1996 г.)
Юлия Голдова

Откровенные сцены и идеальные тела их участников на подсознательном уровне побуждают запустить механизм сравнения с актерами. В результате у зрителей нередко выявляется неудовлетворенность собственным телом.

Юлия Голдова
Аналитический психолог, специалист по психологическому портрету личности, автор женских программ
Эксперт
Елена Воротынцева

Если вшивать «идеализированную» картинку в человеческие интимные отношения наяву, вас ждут большие риски разочароваться. Отсюда опустошение, комплексы, переоценка ценностей, которые годами формировались, но стоило им столкнуться с примером в исполнении актеров, как они вдребезги разбились о ментальные стандарты.

Елена Воротынцева
Специалист по продвижению в медиа-поле коммерческих и персональных брендов, член союза пиарщиков России, заместитель Председателя союза пиарщиков России в г.Волгограде
Эксперт
Колумнист Анна Агафонова (сексолог)

Важно помнить, что никто не снимает профессиональные фильмы с эротическими сценами в реальном времени. Поэтому, когда вы думаете: «Вот как у них классно, я также хочу!» – надо понять, что именно «так» может быть только в кино. В жизни всё будет совсем иначе.

Анна Агафонова
Кандидат медицинских наук, клинический психолог, сексолог
Эксперт

Объективация тоже отсюда?

Кадры из к/ф «Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос (2023 г.)
Юлия Голдова

Зачастую, в фильмах для взрослых женщина является пассивным сексуальным объектом, что отражается на негативном восприятии и потребительском отношении к женщине в целом. Популяризируется обесценивание женщины, ведь в основе лежит принцип внешнего соответствия идеалу и уровень ее сексуальных способностей.

Юлия Голдова
Аналитический психолог, специалист по психологическому портрету личности, автор женских программ
Эксперт
Колумнист Анна Агафонова (сексолог)

Нужно понимать, что многие установки идут из детства. Если девочке говорили: «Всё зло от мужчин, не общайся с ними!» – это не может в последствии не сказываться на её мышлении и, разумеется, на сексуальности в зрелом возрасте. В данном случае безупречная картинка на экране заставляет сравнивать себя с киногероями, увы (и совершенно безосновательно), не в свою пользу.

Часто стереотипы о сексе связаны с деньгами. Это тоже идущая из семьи установка. Особенно часто с этим сталкиваются дети в обеспеченных семьях, когда установка «все хотят от тебя только денег» преносится в итоге на личную жизнь и сказываться на сексуальном общении.

Анна Агафонова
Кандидат медицинских наук, клинический психолог, сексолог
Эксперт

Как бороться с собственными стереотипами и не поддаваться чарам киногероев? 

Кадры из к/ф «С широко закрытыми глазами», реж.Стэнли Кубрик (1999 г.)
Елена Воротынцева

Поддерживать вектор на экологичность в теме осознанных отношений между партнерами, на мой взгляд – единственно правильное решение. В таких отношениях не нужны чужие примеры, в них нет оценок, нет бесчувственности и формальностей, нет «камера-мотор-снято». Важно разделять жизнь по ту сторону экрана от реальной, популяризировать истинные чувства, а не возводить в культ «порно-эталоны».

Елена Воротынцева
Специалист по продвижению в медиа-поле коммерческих и персональных брендов, член союза пиарщиков России, заместитель Председателя союза пиарщиков России в г.Волгограде
Эксперт
Колумнист Анна Агафонова (сексолог)

Каждый человек уникален, каждый – индивидуален, и невозможно подогнать под стереотипы, ни под какие вообще, всех вокруг. То есть нет никаких универсальных практик или приёмов, которые гарантировано бы нравились всем. Прислушивайтесь к себе и партнёру. Ваши отношения не будут как в кино, но будут уникальны и прекрасны именно для вас.

Анна Агафонова
Кандидат медицинских наук, клинический психолог, сексолог
Эксперт
Юлия Голдова

Я бы советовала не терять разума при просмотре фильмов для взрослых, чтобы они не явились причиной глубоких психологических травм, разрушенных отношений, разочарований, депрессивных расстройств и комплексов. Важно разделять фантазии режиссера, транслируемые с экрана с возможностями и предпочтениями сексуальных партнеров в реальной жизни.
Самооценка же, должна формироваться на основе здоровых отношений, и, в первую очередь, с самим собой.

Юлия Голдова
Аналитический психолог, специалист по психологическому портрету личности, автор женских программ
Эксперт

Фото обложки: Кадр из к/ф «Зуд седьмого года», реж. Билли Уайлдер (1955 г.)