Хала, «аврора» и «шестимесячный баран»: какие причёски и стрижки были модными в СССР

Вспоминаем тренды наших мам, бабушек и даже прабабушек — как они стриглись и укладывали волосы. Рассказываем, кто задавал моду в советские времена и какие хитрости использовали женщины, чтобы всегда выглядеть красиво и сохранять причёску надолго.
С экспертом Татьяной Бочаровой вспоминаем, какими были тренды причёсок в прошлом и как менялась мода на укладки десятилетие за десятилетием.
В первые годы существования советской власти внешний вид был далеко не так важен, как моральный облик строителей коммунизма. Хотя некоторые модницы и представительницы элиты не отказывали себе в стильных стрижках и укладках, массово это не одобрялось. И даже считалось пережитком буржуазного прошлого. О красоте волос вспомнили на государственном уровне лишь в 1930-х. Тогда в СССР расширили сеть парикмахерских, а модные стрижки и укладки перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Впрочем, несмотря на все сложности, парикмахерская мода в Советском Союзе существовала всегда. А некоторые прически, популярные в СССР, сохранили свою актуальность до сих пор.
1920-е — 1940-е: короткие стрижки и холодная волна

Кадр из фильма «12 стульев»
Большинство девушек просто заплетали длинные волосы в косы или делали короткую стрижку по прямой — в роли парикмахера часто выступала мама или подруга. Однако обеспеченные модницы времен НЭПа щеголяли не только элегантными нарядами и смелым мейком, но и стильными короткими стрижками. Их отличительной чертой были удлинённые пряди у лица, которые слегка завивали. Щипцы для завивки представляли собой два железных стержня, соединённых вместе наподобие ножниц. Нагревали их на огне.
В 1930-х появляется мода на короткое каре с ровным срезом и прямой чёлкой. Ни о какой филировке, градуировке, стрижке слоями тогда не знали. Да и инструменты парикмахеров оставляли желать лучшего. Ножницы, купленные в галантерейном или хозяйственном магазине, доводили до совершенства с помощью знакомых точильщиков ножей.

Кадр из фильма «Весна»
В это же время популярной становится укладка «холодная волна», как у Любови Орловой. Некоторые женщины пытаются делать её сами, но это не так-то просто. Во-первых, волосы надо намочить и дать волне высохнуть естественным образом. Во-вторых, нужно зафиксировать пряди пальцами или заколками-зажимами. В-третьих, укладка должна держаться долго — в качестве стайлинг-средств обычно выступали отвар льняного семени или сахарный сироп.
1950-е: эпоха кудрей, сеточек и шиньонов

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»
В военные годы женщинам было не до модных причесок. Большинство парикмахерских закрылись. О том, что нужно быть красивыми до кончиков волос, все вспомнили ближе к 1950-м. Это была эпоха кудрей, замысловатых причёсок с косами вроде «корзиночек» и «баранок», а также шиньонов. Последние часто обтягивали сеточкой. Она играла не только декоративную, но и практичную роль: пряди не растрёпывались. В моду вошли пучки-шиньоны, которые крепились с помощью шпилек. Большинство женщин делали их сами, из собственных волос, которые отращивали до нужной длины, а затем отстригали.
Бигуди, как правило, использовали на ночь — чтобы к утру пряди успели высохнуть. Спать с железными бигуди на голове для многих было настоящим испытанием. Альтернативой были папильотки, которые сворачивали из кусочков газет. Но в этом случае получить крупные кудри было невозможно.
1960-е: бабетта, хала и чулки, спрятанные под начёсом

Кадр из фильма «Бабетта идёт на войну»
В 1960-х последним писком моды становятся объёмные причёски с начёсами. В 1959-м на Московском кинофестивале показали фильм «Бабетта идёт на войну», который впоследствии был запущен в прокат. Прическу Бриджит Бардо с начёсом на макушке и обрамляющими лицо прядями в СССР тут же стали называть по имени главной героини картины. Нужно ли говорить, что бабетта стала хитом. Особым шиком считалось дополнить её зачёсанной на бок чёлкой и ярким ободком для волос или трикотажной повязкой.
Более сложным вариантом высокой причёски с начёсом была хала — свое название она получила в честь еврейского праздничного хлеба в виде плетёнки, внешне напоминающего пышную булку. Укладка могла занять около двух часов — волосы разделяли на тонкие пряди, каждую из которых начёсывали и укладывали особым образом. Для фиксации требовалось большое количество шпилек и заколок-невидимок — нередко до 40-50 штук. Так как лак для волос начали продавать только в 1970-х, то парикмахеры использовали ту же сахарную воду или готовили лак сами. Рецепт держался в секрете, но известно, что в список ингредиентов входили канифоль и ацетон.
Если длины волос или их количества не хватало — под начёсанные пряди нередко прятали свернутый чулок или кусочек поролона. Сложные укладки с начёсами обычно делали надолго — как минимум на неделю. Чтобы сохранить причёску, многие женщины спали на 4-5 подушках полусидя.

Кадр из фильма «Колдунья»
Те, кто не любил начёсы, часто выбирали короткие стрижки типа каре или носили длинные распущенные волосы. Особой популярностью в СССР в 1960-е пользовалась причёска «колдунья» с короткой чёлкой и длинными чуть вьющимися прядями — как у Марины Влади в одноимённом фильме.
1970-е: вам «химку», под Брыльску или Матье?

Кадр из фильма «Карнавал»
В 1970-х массовую популярность приобрела химия. На смену аппаратам для электрической и паровой завивки, которые портили волосы так, что те отваливались прядями, пришла технология, позаимствованная у мастеров из дружественной ГДР. На волосы наносился состав на основе тиогликолевой кислоты и нашатырного спирта. Он выдерживался на прядях нужное время, затем их обрабатывали фиксатором на основе перекиси водорода и специальной нейтрализующей жидкостью. Химия, или «химка», как её часто называли, тоже портила волосы — но меньше, чем термический перманент. На коротких волосах или чёлке химическая завивка держалась около полугода, за что получила ещё одно название — «шестимесячный баран». Главное — аккуратно разбирать завитки пальцами, не используя расчёску. Как выглядит причёска после расчёсывания, можно увидеть на героине Ирины Муравьёвой в фильме «Карнавал».

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Культовыми причёсками десятилетия также стали сэссон, как у часто приезжавшей в те годы в СССР певицы Мирей Матье, и ниспадающие каскадом подкрученные наружу локоны, как у Барбары Брыльской в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!».
1980-е: десятилетие контрастов

Кадр из фильма «Маленькая Вера»
В моду вошли филированные и градуированные стрижки для разной длины волос. Правда, далеко не все парикмахеры владели этими техниками. Градуированное каре, выполненное в районной парикмахерской, могло выглядеть довольно печально, особенно если волосы были недостаточно густыми.
Также трендом 1980-х стали объёмные, слегка растрепанные стрижки с мелированными прядями. Одной из самых модных была «аврора» с объёмной макушкой и прядями разной длины. Такое название она получила только в СССР — во всем мире её предпочитают называть итальянкой. Аналогичная причёска была у суперпопулярной в те годы певицы Си Си Кетч.
Ещё одной тенденцией стало активное использование лака для волос. Модницы обильно поливали им начёсанные у корней пряди на макушке — для максимального объёма, а также залачивали приподнятые надо лбом чёлки. Этот тренд ушёл в прошлое вместе с халами и бабеттами. А вот «аврора»-итальянка, сэссон, каре и холодная волна благополучно дожили до XXI века и не собираются сдавать своих позиций.
Бьюти-бонус
Собрали современные стайлинг-средства, с которыми укладка сохранится при любой погоде, а стрижка всегда будет великолепно выглядеть.