Хала, «аврора» и «шестимесячный баран»: какие причёски и стрижки были модными в СССР

Вспоминаем тренды наших мам, бабушек и даже прабабушек — как они стриглись и укладывали волосы. Рассказываем, кто задавал моду в советские времена и какие хитрости использовали женщины, чтобы всегда выглядеть красиво и сохранять причёску надолго.

На этой странице

С экспертом Татьяной Бочаровой вспоминаем, какими были тренды причёсок в прошлом и как менялась мода на укладки десятилетие за десятилетием.

Среди самых популярных в СССР были стрижки сэссон, паж, каре, «аврора». Образцами для подражания часто становились известные актрисы. Женщины приносили в парикмахерскую открытки с их портретами и просили сделать им такую же причёску. Базовые техники, которые использовали парикмахеры, сохранились до сих пор. Тот же сэссон, появившийся ещё в 1960-х годах, актуален и сегодня. Также как и каре. Но, разумеется, мастера усовершенствовали техники. Современные стрижки более сложные, имеют множество разных вариантов, могут быть разной длины, формы, их можно адаптировать под различный тип волос. Например, каре может быть не только классическим, прямым, но и градуированным, ассиметричным, удлинённым, с разными вариантами чёлки или без неё.

В первые годы существования советской власти внешний вид был далеко не так важен, как моральный облик строителей коммунизма. Хотя некоторые модницы и представительницы элиты не отказывали себе в стильных стрижках и укладках, массово это не одобрялось. И даже считалось пережитком буржуазного прошлого. О красоте волос вспомнили на государственном уровне лишь в 1930-х. Тогда в СССР расширили сеть парикмахерских, а модные стрижки и укладки перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Впрочем, несмотря на все сложности, парикмахерская мода в Советском Союзе существовала всегда. А некоторые прически, популярные в СССР, сохранили свою актуальность до сих пор.

1920-е — 1940-е: короткие стрижки и холодная волна

Кадр из фильма «12 стульев»

Большинство девушек просто заплетали длинные волосы в косы или делали короткую стрижку по прямой — в роли парикмахера часто выступала мама или подруга. Однако обеспеченные модницы времен НЭПа щеголяли не только элегантными нарядами и смелым мейком, но и стильными короткими стрижками. Их отличительной чертой были удлинённые пряди у лица, которые слегка завивали. Щипцы для завивки представляли собой два железных стержня, соединённых вместе наподобие ножниц. Нагревали их на огне.

В 1930-х появляется мода на короткое каре с ровным срезом и прямой чёлкой. Ни о какой филировке, градуировке, стрижке слоями тогда не знали. Да и инструменты парикмахеров оставляли желать лучшего. Ножницы, купленные в галантерейном или хозяйственном магазине, доводили до совершенства с помощью знакомых точильщиков ножей.

Кадр из фильма «Весна»

В это же время популярной становится укладка «холодная волна», как у Любови Орловой. Некоторые женщины пытаются делать её сами, но это не так-то просто. Во-первых, волосы надо намочить и дать волне высохнуть естественным образом. Во-вторых, нужно зафиксировать пряди пальцами или заколками-зажимами. В-третьих, укладка должна держаться долго — в качестве стайлинг-средств обычно выступали отвар льняного семени или сахарный сироп.

1950-е: эпоха кудрей, сеточек и шиньонов

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

В военные годы женщинам было не до модных причесок. Большинство парикмахерских закрылись. О том, что нужно быть красивыми до кончиков волос, все вспомнили ближе к 1950-м. Это была эпоха кудрей, замысловатых причёсок с косами вроде «корзиночек» и «баранок», а также шиньонов. Последние часто обтягивали сеточкой. Она играла не только декоративную, но и практичную роль: пряди не растрёпывались. В моду вошли пучки-шиньоны, которые крепились с помощью шпилек. Большинство женщин делали их сами, из собственных волос, которые отращивали до нужной длины, а затем отстригали.

Бигуди, как правило, использовали на ночь — чтобы к утру пряди успели высохнуть. Спать с железными бигуди на голове для многих было настоящим испытанием. Альтернативой были папильотки, которые сворачивали из кусочков газет. Но в этом случае получить крупные кудри было невозможно.

1960-е: бабетта, хала и чулки, спрятанные под начёсом

Кадр из фильма «Бабетта идёт на войну»

В 1960-х последним писком моды становятся объёмные причёски с начёсами. В 1959-м на Московском кинофестивале показали фильм «Бабетта идёт на войну», который впоследствии был запущен в прокат. Прическу Бриджит Бардо с начёсом на макушке и обрамляющими лицо прядями в СССР тут же стали называть по имени главной героини картины. Нужно ли говорить, что бабетта стала хитом. Особым шиком считалось дополнить её зачёсанной на бок чёлкой и ярким ободком для волос или трикотажной повязкой.

Более сложным вариантом высокой причёски с начёсом была хала — свое название она получила в честь еврейского праздничного хлеба в виде плетёнки, внешне напоминающего пышную булку. Укладка могла занять около двух часов — волосы разделяли на тонкие пряди, каждую из которых начёсывали и укладывали особым образом. Для фиксации требовалось большое количество шпилек и заколок-невидимок — нередко до 40-50 штук. Так как лак для волос начали продавать только в 1970-х, то парикмахеры использовали ту же сахарную воду или готовили лак сами. Рецепт держался в секрете, но известно, что в список ингредиентов входили канифоль и ацетон.

Если длины волос или их количества не хватало — под начёсанные пряди нередко прятали свернутый чулок или кусочек поролона. Сложные укладки с начёсами обычно делали надолго — как минимум на неделю. Чтобы сохранить причёску, многие женщины спали на 4-5 подушках полусидя.

Кадр из фильма «Колдунья»

Те, кто не любил начёсы, часто выбирали короткие стрижки типа каре или носили длинные распущенные волосы. Особой популярностью в СССР в 1960-е пользовалась причёска «колдунья» с короткой чёлкой и длинными чуть вьющимися прядями — как у Марины Влади в одноимённом фильме.

1970-е: вам «химку», под Брыльску или Матье?

Кадр из фильма «Карнавал»

В 1970-х массовую популярность приобрела химия. На смену аппаратам для электрической и паровой завивки, которые портили волосы так, что те отваливались прядями, пришла технология, позаимствованная у мастеров из дружественной ГДР. На волосы наносился состав на основе тиогликолевой кислоты и нашатырного спирта. Он выдерживался на прядях нужное время, затем их обрабатывали фиксатором на основе перекиси водорода и специальной нейтрализующей жидкостью. Химия, или «химка», как её часто называли, тоже портила волосы — но меньше, чем термический перманент. На коротких волосах или чёлке химическая завивка держалась около полугода, за что получила ещё одно название — «шестимесячный баран». Главное — аккуратно разбирать завитки пальцами, не используя расчёску. Как выглядит причёска после расчёсывания, можно увидеть на героине Ирины Муравьёвой в фильме «Карнавал».

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Культовыми причёсками десятилетия также стали сэссон, как у часто приезжавшей в те годы в СССР певицы Мирей Матье, и ниспадающие каскадом подкрученные наружу локоны, как у Барбары Брыльской в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!».

1980-е: десятилетие контрастов

Кадр из фильма «Маленькая Вера»

В моду вошли филированные и градуированные стрижки для разной длины волос. Правда, далеко не все парикмахеры владели этими техниками. Градуированное каре, выполненное в районной парикмахерской, могло выглядеть довольно печально, особенно если волосы были недостаточно густыми.

Также трендом 1980-х стали объёмные, слегка растрепанные стрижки с мелированными прядями. Одной из самых модных была  «аврора» с объёмной макушкой и прядями разной длины. Такое название она получила только в СССР — во всем мире её предпочитают называть итальянкой. Аналогичная причёска была у суперпопулярной в те годы певицы Си Си Кетч.

Ещё одной тенденцией стало активное использование лака для волос. Модницы обильно поливали им начёсанные у корней пряди на макушке — для максимального объёма, а также залачивали приподнятые надо лбом чёлки. Этот тренд ушёл в прошлое вместе с халами и бабеттами. А вот «аврора»-итальянка, сэссон, каре и холодная волна благополучно дожили до XXI века и не собираются сдавать своих позиций.

Не следует забывать о том, что значительно увеличился выбор стайлинг-средств. Если в СССР был доступен только лак для волос, то сегодня даже марки непрофессионального сегмента выпускают самые разные средства для укладки. Их можно подбирать как в зависимости от желаемого эффекта, так и под тип волос. О таком разнообразии в советские времена нельзя было и мечтать. Формулы стали более совершенными. Современный тренд — стайлинг должен фиксировать причёску и при этом не должен быть заметен на волосах. Никаких склеенных прядей! «Жёсткая» фиксация и стоящие колом залаченные чёлки давно уже не в моде.

Бьюти-бонус

Собрали современные стайлинг-средства, с которыми укладка сохранится при любой погоде, а стрижка всегда будет великолепно выглядеть.