История вопроса. Как менялись образы старшеклассников в советском кино от 50-х до 90-х
Вспоминаем самые популярные фильмы о школе и яркие тренды молодёжной моды разных десятилетий
50-е: «Аттестат зрелости». Формализм и минимализм
В центре сюжета — история способного, но слишком избалованного вниманием одноклассников и похвалами учителей ученика выпускного класса Валентина Листовского: отличника, комсомольца и просто красавчика. Он зазнался и в итоге из лидеров стал аутсайдером — за плохое поведение даже был исключён из комсомола, что в те времена считалось крайней мерой с точки зрения общественного наказания и порицания.
Старшеклассницы в фильме щеголяют толстенными косами и носят практически одинаковые форменные платья и фартуки. А старшеклассники в пиджаках выглядят уже вполне взрослыми людьми — как минимум студентами-старшекурсниками. Это не удивительно, так большинство учеников играли актеры студенты, уже разменявшие третьий десяток. Фильм сегодня может показаться забавным — без идеологии, идеалов социализма и нравоучений в нём не обошлось. Зато поклонники советского кино могут полюбоваться на красавца Василия Ланового, сыгравшего главную роль — для 20-летнего актёра она стала кинодебютом.
60-е: «Доживем до понедельника». Джинсы и начёсы
Линия школьников здесь проходит вторым планом, оттеняя историю главного героя — бывшего фронтовика, учителя Ильи Мельникова (Вячеслав Тихонов), который переживает кризис среднего возраста и никак не может разобраться со своей личной жизнью. Но трёх дней, в течение которых разворачивается действие, хватает, чтобы полностью погрузиться в атмосферу советской школы второй половины 1960-х. Зрители становятся свидетелями влюбленностей, разочарований, поиска себя, успевают поразмышлять вместе с героями картины на тему сочинения «Что такое счастье» и вспомнить собственные школьные годы — даже если они пришлись на последующие десятилетия.
Школа (картину снимали в одной из московских) достаточно либеральная, что можно понять по внешнему виду старшеклассников. Если большинство девочек ходят всё в тех же коричневых платьях с фартуками, то почти все мальчики — в костюмах или даже модных спортивных куртках с джинсами, как Костя Батищев в исполнении Игоря Старыгина. Эта роль, задолго до «Трёх мушкетёров» сделала актёра предметом обожания юных поклонниц. Изменились, по сравнению с пятидесятыми, и прически старшеклассниц — у многих аккуратные, но вполне заметные начёсы, высокие хвосты, кокетливые чёлки, уложенные на бок. Самая стильная причёска — у Риты Черкасовой, роль которой стала дебютной для блистательной Ольги Остроумовой.
70-е: «Розыгрыш». Хендмейд-трикотаж и «острые воротнички»
Фильм стал полнометражным режиссерским дебютом Владимира Меньшова, самым кассовым «школьным» фильмом в СССР и культовой картиной для школьников и молодежи конца 1970-х — первой половины 1980-х. А прозвучавшая в нём песня «Когда уйдём со школьного двора» (изначально она называлась «Школьная прощальная») превратилась в главный хит последних звонков и выпускных вечеров. Под неё попрощалось с альма-матер уже несколько поколений выпускников.
Благодаря «Розыгрышу» у миллионов советских девчонок появился и новый кинокумир — харизматичный Дмитрий Харатьян, которому на момент выхода картины было 17 лет. Юный актёр стал звездой всесоюзного масштаба, сыграв одного из главных героев, Игоря Грушко, который знает гитарные аккорды, пишет песни и мечтает собрать музыкальную группу. К слову, сам Харатьян, который с детства пел, умел играть на гитаре, и неоднократно исполнял песни в кино, называл «Розыгрыш» единственным фильмом, где пел не сам, а под чужую фонограмму.
Скромницу Таю Петрову сыграла 17-летняя Наталья Вавилова (через несколько лет зрители увидят её в другом знаменитом фильме Меньшова, «Москва слезам не верит»).
«Розыгрыш» – своеобразная энциклопедия молодежной моды и стиля 1970-х. Борьба с длинными (точнее удлинёнными) мужскими стрижками в стране наконец прекратилась — что успешно демонстрируют герой Харатьяна и другие старшеклассники. В фильме можно увидеть рубашки с длинными острыми углами воротничков, шёлковые шейные платки, жилеты фактурной вязки, свитера с геометрическими рисунками, водолазки с высоким горлом и другие знаковые тренды десятилетия.
80-е: «Вам и не снилось…». Дублёнки и очки в массивной оправе
Трогательная киноистория первой, грустной, наивной и невероятно искренней любви девятиклассников Кати (Татьяна Аксюта) и Ромы (Никита Михайловский) собрала миллионные просмотры, была показана в США и стала, согласно опросу журнала «Советское кино», лучшим фильмом 1981-го года. На момент съёмок Аксюте было 23 года, она уже окончила ГИТИС и была замужем, а 16-летний Михайловский ещё учился в школе. При этом на экране они выглядят ровесниками. А участники съёмочной группы рассказывали, что «любовные» сцены давались юному Никите проще, чем его взрослой партнёрше.
После выходакартины «Вам и не снилось…» многие школьницы задавались вопросом: что главный герой нашёл в своей «Монголке», как он называл Катю. Многие считали её серой мышью и замухрышкой. Однако если приглядеться — она стильно одета, носит очки в модной в те годы тяжёлой роговой оправе, мама (Ирина Мирошниченко) покупает ей дорогие и дефицитные вещи. При этом гардероб у Кати большой — в нём есть даже модная дубленка с меховой опушкой и не менее актуальное в ту пору полупальто с лисьим воротником, о которых большинство старшеклассниц начала 1980-х могли только мечтать (как и о таком разнообразии верхней одежды в шкафу). А когда Катя распускает волосы, видно, что у неё очень удачная стрижка.
90-е: «”Авария” — дочь мента». Яркий макияж и гранж
Сегодня эту «Аварию», вышедшую в последние годы существования СССР, многие забыли. А между тем остросюжетная молодежная драма стала одним из самых смелых и пронзительных фильмов эпохи перестройки и знаковой картиной для целого поколения, чья юность пришлась на конец 1980-х — начало 1990-х. Главную героиню, девятиклассницу Валерию, сыграла 16-летняя Оксана Арбузова (впоследствии она оставила кино, вышла замуж за Ивана Охлобыстина и стала матерью шестерых детей).
По сюжету Валерия вращается в неформальной тусовке, слушает «металл», носит косуху, делает яркий макияж. А ещё хамит на каждом шагу, конфликтует с отцом-милиционером и не очень уравновешенной матерью, бунтует в меру возможностей и регулярно попадает в тёмные истории, одна из которых заканчивается трагично.
Фильм не вызвал больших восторгов у кинокритиков, многие считают его слишком мрачным. Однако в нём отлично отражена эпоха развала Советского Союза — с разгулом криминала, неформальными молодежными тусовками и прочими атрибутами лихих 90-х.
В косметичку: средств для модного ретро-макияжа в стиле СССР
Многие бьюти-хиты советских времён сегодня снова на пике моды и при этом не являются дефицитом. Голубые перламутровые тени, объёмная тушь для ресниц, чёрная подводка, яркие румяна ягодных оттенков, перламутровая помада — всему этому сегодня найдется место в косметичке. Главное не используйте в мейке все средства одновременно!