История вопроса: какой косметикой пользовались мужчины в СССР
Мыльные палочки, «Шипр» и другие маскулинные бьюти-хиты советской эпохи
Что входило в бьюти-рутину советских мужчин, чем они пахли и какие культовые средства той эпохи выпускаются до сих пор – совершим очередной экскурс в бьюти-историю. Back in USSR!
Чем брили брадобреи?
Советская косметическая промышленность мужчин не баловала. В их арсенале был очень ограниченный набор бьюти-средств. Ни о каких отдельных косметических линиях или специальных средствах for men и речи быть не могло. Большинство мужчин довольствовалось косметикой для бритья и после него, а также парфюмерией, выбор которой долгие годы был достаточно скудным.
Мыльная опера по-советски
Во времена СССР самым широким ассортиментом из всей парфюмерно-косметической продукции отличалось мыло. Хотя после революции оно было объявлено чуть ли не буржуазными пережитками, очень быстро борьба за чистоту и гигиену вышла на государственный уровень. Однако несмотря на активное внедрение в массы девиза «В здоровом теле — здоровый дух», приучить граждан молодой советской страны к ежедневной гигиене оказалось непросто. Во многом потому, что условий для этого не существовало. Отдельные ванные комнаты (как и отдельные квартиры) имели немногие счастливчики. Гигиенические процедуры в бараках, общежитиях и коммуналках были сопряжены с массой сложностей, начиная от отсутствия горячей воды и заканчивая очередями, которые выстраивались каждое утро к умывальникам. Быстро умылся и побрился — не задерживай соседа.
Борьба с антисанитарией и эпидемиями вышла на государственный уровень. Гражданам настойчиво внушали мысль, что еженедельного посещения бани по субботам недостаточно — мыться нужно чаще. Поставляли практически неограниченные партии мыла в душевые заводов и фабрик. Придумывали специальные поощрения за чистоплотность для коренных жителей тех регионов страны, где традиционный уклад предполагал иной, менее радужный, взгляд на перспективу регулярных омовений в специально отведённых для этих целей общественных пространствах.
К середине 30-х годов XX века советским ЗОЖ-агитаторам удалось достичь определённых успехов. Газеты рапортовали, что больше 80% колхозников наконец стали мыться с мылом. Однако относительно массовыми мыльно-гигиенические процедуры стали лишь в 1960-х, когда началось строительство «хрущёвок» — в них в каждой квартире проектировали ванны, хоть нередко и сидячие.
Мыльная палочка для бритья — то же мыло, только лучше
Широкий ассортимент мыла, которое активно выпускали советские косметические фабрики начиная с 1930-х годов, можно было условно поделить на пять категорий: хозяйственное, туалетное, медицинское, для бритья и для мытья волос. При этом во многих семьях обходились лишь одним хозяйственным. Те, кто использовал хозяйственное мыло для стирки и других бытовых нужд, а туалетное — для личной гигиены (мытья тела и волос, а также бритья) считали это шагом на пути к процветанию и светлому будущему.
Советская элита — высокопоставленные партработники, богема и другие представители «высшего советского общества» — предпочитала бриться специальным мылом. В ассортименте имелись мыльные палочки для бритья, внешне напоминающие современные стики. Они были мягче и пластичнее обычного кускового мыла, содержали добавки вроде отборного животного жира и кокосового масла, которые увлажняли и смягчали кожу, а также крахмал и подобные ингредиенты для пышной и долго не оседающей пены. Вначале палочкой водили по влажной коже лица, а затем смоченным в горячей воде помазком взбивали нанесённый на кожу мыльный слой в пену.
Также в ходу был мыльный порошок для бритья — по сути, высушенное и измельчённое почти до состояния пудры мыло. Его насыпали в мисочку, разводились горячей водой, взбивалось помазком в пену и уже её наносили на кожу перед бритьём.
Крем — это не роскошь
Менее популярными в первые десятилетия существования СССР были мыльные кремы для бритья — продавались варианты с пеной или без неё. Последние представляли собой растворы жидкого мыла с большим количеством вазелина или вазелинового масла, облегчающего скольжение лезвия бритвы. Массовое производство мужских кремов для бритья началось только в 1950-х.
Позже в ассортименте советских косметических фабрик появились и кремы после бритья. Одним из самых популярных был Крем с витамином F фабрики «Свобода». Он отлично успокаивал чувствительную и раздражённую кожу. Не удивительно, что его быстро оценили и женщины, они приноровились использовать средство в качестве ночного крема для рук. Этот бьюти-хит советских времен выпускается и сегодня.
В 1970-х на прилавках магазинов стали появляться кремы для бритья и после него производства Польши, Чехословакии, Болгарии, ГДР и Индии. Особенно мужчины полюбили «Пенистый крем для бритья» Florena, который производили в ГДР — за необычный перламутровый оттенок, пышную мягкую пену и «иностранный» аромат. Также в те годы в СССР стали появляться необычные новинки. Например, желе после бритья «Колор-жел» чехословацкой фабрики «Хемапол».
Секретные рецепты советских цирюльников
В парикмахерских для бритья могли использовать как фабричные средства, так и косметику собственного изготовления. Основа рецепта была классической — мыльная стружка и глицерин. Для уменьшения раздражения кожи от лезвия бритвы в состав добавляли немного борной кислоты. Остальные ингредиенты и их процентное соотношение мужские парикмахеры держали в секрете. Добавлялись различные смягчающие и ароматизирующие добавки вроде пихтового или соснового масла, спиртовая настойка мяты, календулы или эвкалипта (для аромата и дезинфицирующих свойств) и крахмал (для более пышной пены).
Шампунь — это не по-мужски?
Многие советские мужчины (и женщин) до 1960-1970-х годов мыли голову обычным мылом. Мыльные порошки для мытья волос особого успеха не снискали. Жидкие шампуни начали пользоваться популярностью только ближе к 1970-м (хотя их массовое производство началось значительно раньше). Причем часто вся семья мыла голову одним — какой удавалось купить. Это мог быть «Яичный», «Желтковый», «Детский», «Крапива», «Ромашка» или «Лесной». Последний отличался зелёным цветом, продавался в стеклянных бутылках, и имел более «мужскую», чем остальные шампуни отдушку.
Импортные шампуни — производства той же Польши, Чехословакии, Болгарии и ГДР были дефицитом.
Ещё в 1970-е в СССР вспомнили об одной из главных мужских бьюти-проблем — поредении волос и облысении. В страну начали завозить гэдээровские лосьоны для укрепления и роста волос «Биокрин» и «Кармазин». Но так как их основу составлял спирт (с добавлением растительных экстрактов), то в середине 1980-х, с началом горбачёвской антиалкогольной кампании, они практически пропали из продажи. Проблема была в том, что лосьоны стали пользоваться популярностью не только у лысеющих граждан, но и у тех, кто любил выпить.
Какой одеколон не пил Ален Делон?
Как ни странно, с парфюмерией, в отличие от средств для ухода за кожей, у советских мужчин проблем не было. Ещё в 1930-х годах в СССР начали выпускать советский вариант знаменитого одеколона «Шипр», созданного в 1917 году французским парфюмером Франсуа Коти. Петроградская химическая лаборатория просто скопировала его пирамиду с незначительными изменениями. Одеколон стал таким же парфюмерным символом советской эпохи, как и духи для женщин «Красная Москва». Примечательно, что «Шипр» был очень стойким — аромат держался на коже до двух дней.
По популярности с «Шипром» долгое время мог соперничать только «Тройной», история которого уходит ещё в дореволюционные времена. Прообраз знаменитого одеколона создал в 1889 году Генрих Брокар на своей парфюмерной фабрике в Москве.
По легенде, своё название «Тройной» получил из-за трёх входящих в его состав эфирных масел — лимона, бергамота и нероли. Однако парфюмерные эксперты с этим не согласны, так как в оригинальной формуле была еще лаванда и другие ноты.
Национализированная и переименованная впоследствии в «Новую Зарю» фабрика Брокара начала производство «Тройного» в 1920-х годах. Затем его, как и «Шипр», стали выпускать и на других фабриках. Если «Шипр» имел репутацию дорогого мужского парфюма, то «Тройной» стоил значительно дешевле и считался универсальным средством для ухода за кожей. И не только. Его рекомендовали использовать для освежения в жару, для ухода за жирной кожей, как антисептик при ссадинах и порезах, для борьбы с избыточной потливостью — дезодоранты в СССР появились значительно позже. Также с ним делали обтирания и компрессы при простуде, протирали им магнитофонные головки и микросхемы, «реанимировали» несколькими каплями одеколона засохшие фломастеры…
С началом антиалкогольной кампании 1985 года «Тройной», в котором было 60% спирта, также стал популярен как средство для употребления внутрь. Многие считают, что именно его имел в виду Вячеслав Бутусов, когда пел о том, что «Ален Делон не пьёт одеколон». К слову, как и «Шипр», этот одеколон продается до сих пор — и пользуется популярностью, несмотря на то, что дефицита мужских парфюмов сегодня нет и в помине.
Также советские фабрики выпускали лосьоны после бритья — их ароматы были намного проще, да и стоили лосьоны дешевле. Самым популярным был «Огуречный» — во времена горбачёвского «сухого закона» его постигла та же участь, что и «Тройной» вместе с «Биокрином» и «Кармазином».
К 1980-м годам парфюмерные фабрики РСФСР и других республик выпускали много мужских одеколонов, многие из которых по парфюмерной композиции были значительно интереснее «Шипра» и, тем более, «Тройного». Но ни «Саше», ни «Консулу», ни «Гусару», ни «Гамлету», ни «Дипломату», ни «Мифу», ни «О’Жен», ни другим парфюмам так и не удалось стать символами ушедшей эпохи.