Новогодние огоньки в СССР: история легендарной передачи, которую смотрела вся страна
Вспоминаем историю «Голубого огонька»: как он сиял на советском телевидении и стал одним из главных символов Нового года.
Дело было в кафе: как возник «Огонёк»?
Украшенная игрушками и дождиком ёлка, аромат мандаринов, салат оливье, селёдка под шубой и «Голубой огонёк» — эти атрибуты Нового года были известны каждому, кто родился в СССР, начиная с 1960-х. Если сегодня свой «голубой огонёк» показывает в новогоднюю ночь большинство телеканалов, то тогда он был одним единственным. И смотрела его вся страна.
Первый новогодний «Голубой огонёк» вышел на первой кнопке Центрального телевидения СССР 31 декабря 1962 года. Но история передачи началась раньше — с молодёжного кафе, которое открылось за пару лет до этого на главной улицы Москвы — улице Горького, сегодняшней Тверской. Там проводились поэтические, литературные, музыкальные и творческие вечера; выступали артисты.
Во времена хрущёвской оттепели чиновники решили, что телевидение должно быть более душевным и близким к зрителям. В итоге возникла идея «Телевизионного кафе». Под съёмки выделили студию. В ней воссоздали антураж кафе — построили сцену, расставили столики для гостей. По сравнению с современными декорациями «Мосфильма», где сегодня традиционно снимают большинство новогодних огоньков, студия была очень скромной. Но для строгого (если не сказать – унылого) советского телевидения такой формат был революционным.
Почему он стал «Голубым»?
С начала 60-х передача сменила несколько названий: сперва «Телевизионное кафе», затем «На огонёк», позже – «На голубой огонёк». В конце концов, закрепился «Голубой огонёк».
Почему он стал именно «голубым», сегодня точно сказать сложно. По одной из версий, выбор названия был связан с тем, что в 1960-х старые телевизоры «КВН» уступили место более современным «Рекордам», кинескоп которых светился голубоватым цветом.
Вначале огоньки показывали по выходным. Потом, когда выяснилось, что снимать каждую неделю новый материал сложно, выпуски стали готовить к праздникам. И если первое время передача выходила в прямом эфире, то позже её стали снимать заранее. Так, съёмки новогодней программы нередко начинались летом.
Гагарин и Дин Рид: кто выступал на огоньках?
Почётным гостем самого первого выпуска, вышедшего в апреле 1962 года, стал первый космонавт Земли Юрий Гагарин. А в первом новогоднем огоньке зрители увидели Иосифа Кобзона, Клавдию Шульженко, Людмилу Зыкину, Олега Анофриева, Махмуда Эсамбаева и множество других звёзд.
Наряду с артистами, деятелями культуры, учёными, спортсменами в передаче появлялись передовики производства и герои соцтруда — доярки, колхозники, комбайнёры. Попав в непривычную для себя атмосферу, многие из них терялись. Рассказывали, что одна из тружениц, поздравив зрителей с Новым годом, смущённо спряталась под стол, — гостье просто не объяснили, как следует выйти из кадра.
Казусы нередко происходили и с дикторами. Например, одна из них, рассказывая о появившихся в продаже к Новому году экзотических фруктах — бананах и ананасах — назвала их «бананасы» и «анабаны». А Валентине Леонтьевой, неоднократно становившейся ведущей телепередачи, однажды пришлось вести её в одной туфле, так как тонкий каблук второй застрял в щели сцены.
Благодаря формату телемостов, советские зрители могли увидеть и зарубежных артистов. Так, в «Голубом огоньке» 1967-1968 года пели Мирей Матье и Дин Рид.
Настоящее шампанское vs газировка: закулисье передачи
О том, что происходит на съёмках «Голубого огонька», в околотелевизионной тусовке ходили легенды. Если сегодня на съёмках новогодних огоньков в бокалах у артистов шипит обычная газировка, то вначале всё было как положено — шампанское и только оно.
Потом градус веселья для некоторых участников съёмок решили по понятным причинам снизить — и в бутылки из под шампанского стали разливать сидр. Потом пропал и сидр — его заменили на лимонад. На столах поначалу стояли тарелки со свежими фруктами, но впоследствии их заменили на муляжи.
За некоторыми столиками можно было увидеть и «простых людей» — никому не известные лица. Ходили слухи, что иногда такую массовку приглашают прямо с улицы. И если повезёт оказаться в нужное время в нужном месте, неподалеку от места съёмок — есть шансы, что тебя увидит вся страна. А некоторые утверждали, что на съёмки можно попасть, дав взятку.
Но более реальной выглядит другая версия: свободные места за столиками распределялись сильно заранее, исключительно нужным и далеко не случайным людям.
Цензура решала всё: как отбирали участников?
Все участники и их номера проходили строгий отбор. Цензура особенно усилилась в 1970-х, когда оттепель сменилась эпохой застоя.
В 1970-м руководителем Госкомитета по радио и телевещанию стал Сергей Лапин — Лапин Всемогущий, как называли за глаза этого партийного деятеля и функционера. Именно при нём советское телевидение практически лишилось «живого» эфира — исключение составляли лишь спортивные трансляции и новости. От него зависело и то, кто появится — или не появится на «Голубом огоньке».
Диктор Игорь Кириллов, который много лет вел эту программу, вспоминал, что Лапин вырезал из неё целые куски, и у всех просто обливалось кровью сердце.
Долгое время вход на съёмки был заказан мужчинам с бородами и женщинам, рискнувшим надеть брючный костюм. Также гости не должны были сверкать бриллиантами.
В списке запретных имён долго держался Валерий Леонтьев — за лосины, яркие обтягивающие костюмы и танцы, в которых явно чувствовалось тлетворное влияние Запада. Аркадия Райкина обычно сажали за стол с героями труда и другими передовиками — чтобы потом не вырезали. И каждый раз предупреждали, чтобы юморист острил аккуратнее.
Судьбу новогоднего выступления того или иного артиста мог решить и звонок сверху. Рассказывали, что из одного выпуска вырезали танцора Мариса Лиепу: он отказал положившей на него глаз дочери генсека Галине Брежневой. Кому-то однажды не угодила Эдита Пьеха — по слухам, её выступление вернули лишь после того, как певица пожаловалась в ЦК КПСС.
«Огонёк» стал цветным и погас: закат передачи
В 1980-х «Голубой огонёк» начал выходить в цветном формате и развернулся в сторону поп-культуры. Передовиков производства и космонавтов окончательно сменили звёзды эстрады, причём не только советские. На съёмки стали активно приглашать зарубежных артистов из дружественных социалистических стран.
Но к середине десятилетия флёр вокруг «Голубого огонька» начал развеиваться. Кто-то из зрителей отмечал, что шутки стали не такими смешными. Кто-то терял интерес из-за того, что лица и песни одни и те же. К тому же к этому времени телепрограмма практически потеряла свой «домашний» формат, за который её все так полюбили, и больше начала напоминать обычный праздничный концерт.
В 1986-м создатели передачи решились на эксперимент — и провели съёмки на нескольких площадках, включая Коломенское. А 31 декабря 1987 года вышел последний выпуск «Голубого огонька», в который собрали номера из прошлых передач.
Лишь в 1998 году телеканал РТР вернул новогодние концерты под тем же названием. Однако оригинальный формат «настоящих» советских огоньков навсегда ушёл вместе с эпохой.
Фото: Шедеврум