Сделано в СССР: хиты советской косметики, которые популярны и сегодня
Вместе с экспертом вспоминаем те бьюти-хиты советских времен, которые прошли проверку временем, продаются до сих пор и даже пользуются популярностью. Бонус — идеи и лайфхаки, как ещё можно использовать эти средства. Об этих способах наши мамы и бабушки не знали!
О современном изобилии косметических средств советские женщины не могли и мечтать. Ассортимент был не очень широк. Поэтому о том, какие средства лучше покупать, знала каждая женщина, интересующаяся косметикой и уходом. Свой культовый статус бьюти-хиты советских времен подтвердили и тем, что СССР давно уже нет — а они всё ещё есть и весьма популярны. Вместе с визажистом Екатериной Карамзиной вспоминаем средства, которые были в косметичках и на туалетных тумбочках наших мам и бабушек и по-прежнему остаются востребованными.
Тональный крем «Балет»
Хотя советская косметическая промышленность выпускала тональные средства и до «Балета», ни одно из них не получило такой популярности. «Балет» появился в продаже в 1981 году. Изначально он существовал только в одном бежево-розоватом оттенке, считавшемся универсальным, содержал тальк, имел очень плотное и при этом совершенно нестойкое покрытие и был сильно заметен на коже. Наносили тональник пальцами — время кисточек и спонжей наступило гораздо позже. На жирной коже или в жаркую, душную погоду «Балет» «плыл» на лице уже через час-другой. Использовали его в основном для вечерних выходов — в театр, ресторан и так далее. Отчасти, именно из-за особенностей «Балета» многие долгие годы считали, что тональные кремы — это чисто для вечернего мейка, днём достаточно пудры.
Впоследствии формулу тональника изменили, количество оттенков стало больше. Сегодня в линейку входит несколько разных тонирующих средств, включая BB-крем, а также средства для базового ухода за кожей лица, крем для рук, мыло, шампунь и бальзам для волос.
Тушь «Ленинградская»
Выпускать её начали почти 80 лет назад — в 1947 году — на ленинградской фабрике гримировальных принадлежностей Всероссийского театрального общества, сегодня известной как фабрика «Грим». Поначалу товар был дефицитом, доступным актрисам, дикторам и различной элите. Но вскоре выпуск картонных коробочек с бруском туши и щёточкой для её нанесения поставили на поток. Предполагалось, что на тушь нужно капнуть пару капель воды. Но большинство женщин предпочитали просто слюнявить щёточку, поэтому «Ленинградскую» ещё называли «тушью-плевалкой» или «самоплюйкой».
Те, кому не нравился эффект склеенных ресниц, аккуратно разделяли их иголкой. Благодаря «Ленинградской» туши очень легко было сделать ресницы густыми и пышными, особенно если нанести её в 3-4 слоя. Она была неводостойкой, но с трудом смывалась с век при снятии макияжа и нередко осыпалась с ресниц к вечеру. А за счёт входящего в её состав мыла сильно раздражала глаза, если случайно попадала на слизистую.
Вазелин «Норка»
В советские времена он был многофункциональным средством. Его использовали и для губ (вместо блеска), и для бровей (для лёгкого стайлинга), и как средство для защиты кожи лица зимой от морозов и ледяного ветра, и как детский крем, и как SOS-средство от различных шелушений, «цыпок» на руках или огрубевших пяток, не видевших педикюра. Небольшую железную баночку размером со спичечный коробок с силуэтом норки на крышке можно было найти почти в каждом доме. В ассортименте выпускавшей «Норку» фабрики «Калуга» было ещё несколько вариантов вазелина, в том числе более дешёвых. Но мегапопулярными они не стали. В разные годы «Норка» стоила 11-15 копеек, в то время как обычный вазелин — максимум 10. То ли действительно добавление норкового жира делало копеечное средство более эффективным, то ли всем нравилось его название. Проверить на собственном опыте, заслуженно ли любили «Норку» в СССР, можно и сегодня. Дизайн баночек почти не изменился, как и состав.
Бьюти-лайфхак: используйте вазелин для ухода за кутикулой, в качестве ночной маски для губ или бальзама для смягчения огрубевшей кожи на локтях.
Тени для век «Елена»
Во второй половине 1970-х московская косметическая фабрика «Рассвет» начала выпуск линейки декоративной косметики «Елена»: тени, помады, блеск для губ в баночках, тушь в брусках, а впоследствии и в тубах. Постепенно линейка расширялась. Особой популярностью пользовались наборы из двух или трёх оттенков теней. Первые стоили чуть меньше двух рублей, вторые — три рубля, что было в общем-то недёшево при средней зарплате около 170. Цветовая гамма теней была своеобразной. В основном в наборах встречались голубой, синий, травянисто-зеленый, сиреневый, фиолетовый, оранжевый, розовый и жёлтый оттенки, реже — серый и серо-голубой. Теоретически в палитре присутствовали бежевые оттенки, но в магазинах их почти никогда не было.
Сегодня двойные палетки теней «Елена» в актуальной бежево-нюдовой гамме — не дефицит. А ассортимент в соответствии с тенденциями времени расширился не только по палитре. Например, в линейке появились жидкие тени во флаконах с аппликатором.
Крем «Геронтол»
В 1959 году в СССР был разработан крем «Геронтол» — одно из первых специализированных средств для ухода за зрелой и стареющей кожей. Жирный и питательный крем с ланолином, пчелиным воском, минеральным и растительным маслом быстро стал хитом. Оказалось, что он также отлично подходит для ухода за сухой кожей, особенно в холодное время года. Формула «Геронтола» за прошедшие полвека с лишним немного поменялась, однако он по-прежнему выпускается. У этого бюджетного средства есть масса поклонниц даже среди тех, кому еще рано думать об анти-эйдж уходе. К тому же именно анти-эйдж свойства у него слабоваты. Зато его можно использовать как защитный крем, маску для лица или для рук, смазывать локти, пятки и другие участки кожи, которым не хватает увлажнения и питания.
Бьюти-бонус: в СССР об этом можно было только мечтать
Собрали клаcсную отечественную косметику, формулы которой созданы с учетом лучших разработок прошлых десятилетий и современных инноваций.
Фото на обложке: Shutterstock.com