Сделано в СССР: культовая советская парфюмерия, которая до сих пор вызывает ностальгию

Современное парфюмерное изобилие советским женщинам и не снилось. Однако выбор был, особенно в крупных городах.

На этой странице

К 1950-м годам в стране уже работали несколько десятков парфюмерно-косметических фабрик. Дефицитом духи были разве что в первые послереволюционные и военные годы. А небольшой флакончик парфюма всегда могла купить себе и студентка — и не потратить на это всю стипендию. Помимо дорогих духов экстра-класса выпускались и более демократичные по цене ароматы в мини-флаконах или в формате туалетной воды. К тому же именно в СССР были созданы ароматы, которые стали настоящими шедеврами.

Вспоминаем самые интересные из них вместе с Анной Агуриной — парфюмером и основательницей парфюмерной лаборатории Perfume Project.

Анна Агурина
Анна Агурина
Парфюмер и основатель парфюмерной лаборатории Perfume Project, аккредитованный преподаватель Грасского института парфюмерии
Эксперт

Парфюмерия в СССР была не просто искусством, а важной частью культурной жизни. Несмотря на дефицит ресурсов и закрытые границы, советские парфюмеры умудрялись создавать уникальные ароматы, которые стали отражением времени. Эти духи были не просто запахами — они переносили своих обладателей в мир роскоши, недоступной в реальной жизни. Каждый аромат имел свою легенду.

«Букет императрицы» превращается…

Фабричное производство духов и одеколонов началось в России еще в XIX веке. А через некоторое время после революции национализированные предприятия главных поставщиков парфюмов для царского двора, Альфонса Ралле и Генриха Брокара, получили названия «Свобода» и «Новая заря».

Новое время потребовало не только смены дизайна флаконов — он стал более простым. Изменились и ароматы. Именно такая история произошла с легендарным «Любимым букетом императрицы», который в 1913 году парфюмер Август (Огюст) Мишель создал для супруги Николая II. Формулу изменили и доработали (отчасти из-за того, что многие составляющие были дороги или оказались дефицитными). Так появилась легендарная «Красная Москва». Терпкий и моментально узнаваемый аромат с характерными нотами альдегидов, фиалки, жасмина, ириса и гвоздики быстро стал культовым и на десятилетия превратился в своеобразный парфюмерный символ СССР.

Кадры из фильма «Большая семья», 1954 г.

«Дождь, — не затихая час, а может, два, – будет лить духами «Красная Москва», — написал впоследствии Роберт Рождественский, увековечив повальное увлечение этим ароматом. В первые годы «Красная Москва» была редким и дефицитным товаром, доступным исключительно элите. Однако уже в 1930-х производство поставили на поток. Те, кто не мог позволить себе купить духи, могли приобрести одеколон или туалетную воду. «Красную Москву» дарили мамам, невестам и жёнам. А иностранцы, приезжавшие в СССР, скупали флакончики в качестве подарков и сувениров. На Западе этот парфюм нередко называли советской «Шанелью №5». Повальное увлечение «Красной Москвой» продолжалось почти до 1980-х. Этот аромат «Новая заря» продолжает выпускать и сегодня. И хотя многим он кажется старомодным и слишком «бабушкиным», у него по-прежнему находятся поклонницы.

Нежные цветы или чувственная амбра?

Многие советские парфюмы были достаточно тяжелыми, с характерными амбровыми нотами. В первые минуты ароматы звучали очень интенсивно, иногда даже слишком, но зато они долго держались. Те женщины и девушки, которым нравились более нежные композиции, предпочитали цветочные парфюмы. О главных нотах аромата часто можно было догадаться по его названию. Но могли быть и сюрпризы.

Так, одни из любимых духов советских девушек — «Ландыш серебристый» — пахли ландышами, жасмином, розами, иланг-илангом и гиацинтами. «Красный мак» — цитрусами, жасмином, розой, нероли, анисом, кардамоном, ванилью, переходящими в шлейф из ириса, бобов тонка, сандала, бензоина и амбры. У этого парфюма, который в 1930-е даже был популярнее «Красной Москвы» и выпускался до 1990-х, была облегченная и более доступная по цене версия под названием «Маки».

Культовый аромат ленинградской фабрики «Северное сияние» — «Белая сирень» — практически полностью повторял аромат свежесорванной цветущей сирени. А в более сладкой «Рижской сирени», которую выпускала парфюмерно-косметическая фабрика «Дзинтарс», угадывались гурманские ноты корицы.

Духи «Дзинтарс» считались почти что заграничными и пользовались особой популярностью. Чаще всего их привозили из Риги, так как в остальных союзных республиках латвийский парфюм купить было сложнее. Помимо «Рижской сирени» это были «Кредо», «Колдунья» «Тайна рижанки» — одни из самых дорогих советских духов, которые особенно любили за шлейфовость. Цветочно-восточный аромат с нотами розы, жасмина и ландыша держался более 10 часов.

Не оставались без внимания и мужчины. В 1930-х годах в продаже появился советский вариант знаменитого одеколона Франсуа Коти «Шипр». Классический и очень узнаваемый шипровый парфюм, отличавшийся особой стойкостью, стал не менее популярен у мужчин, чем «Красная Москва» у женщин. Для тех, кто предпочитал более простые варианты, выпускались многочисленные одеколоны, включая знаменитый «Тройной».

Памятные даты и парфюмерные шедевры

В СССР часто выпускали парфюмы к юбилеям каких-то важных дат, праздникам и другим знаковым событиям. Так в 1950-х появился знаменитый набор «8 Марта», состоявший из  одеколона, духов и пудры. Получить его в подарок мечтали многие женщины. А в 1949-м году к юбилею Пушкина фабрика «Новая Заря» создала ещё один свой знаменитый аромат, «Пиковая Дама».

Аромат, вдохновлённый одноимённой повестью Александра Пушкина, стал символом женской загадочности и драматизма. Его носили актрисы, художницы и утончённые интеллектуалки, которые хотели подчеркнуть свою индивидуальность. Это был парфюм, создающий эффект завораживающей ауры. Обладательница «Пиковой Дамы»  казалась женщиной, чья история скрыта за завесой тайны. Её образ ассоциировался с героиней старинного романа — утончённой, сильной и роковой.«Пиковая Дама» часто упоминается в мемуарах о советском времени как аромат, который был популярен у творческой интеллигенции. Этот парфюм остаётся примером того, как искусство может отражать эпоху, соединяя традиции, культуру и индивидуальность. Однако тема «Пиковой Дамы» не осталась в прошлом. В 2014 году популярная в России итальянская марка  Xerjoff выпустила свою версию Pikovaya Dama, постаравшись создать современный сложный парфюм с винтажным оттенком.

Через шесть лет, в 1955 году, на свет появился еще один парфюмерный шедевр «Новой зари» — легендарные шипровые духи «Каменный цветок». Парфюмеры использовали новаторские компоненты, включая искусственный мускус. Отдельного внимания заслуживали флакон, похожий на бутон цветка, из стекла, имитирующего хрусталь, и коробка, напоминающая малахитовую шкатулку.

До востребования, Наташе

Ароматам в СССР не только посвящали стихи. В 1980-х юноши влюблялись в кареглазую блондинку, портрет которой украсил флакон духов «Новой Зари» «Наташа». Рассказывали, что на фабрику приходили пачки писем из разных уголков СССР с просьбой дать адрес девушки. Что примечательно, выпущенный в пару «Наташе» одеколон «Саша» с портретом симпатичного молодого человека такого ажиотажа у женского населения страны не вызвал.

В 1970-х советская парфюмерная промышленность уже выпускала более 100 различных ароматов, к 1980-м их количество увеличилось ещё. Так что истории о том, что в СССР невозможно было выбрать подходящий парфюм — не более чем миф. Многие ароматы выпускались и в экспортном варианте — и пользовались большим успехом за рубежом. А начиная с 1978-м года даже те, кто никогда не выезжал за границу, могли (хоть и не без труда) купить себе и настоящие французские духи — «Тет-а-тет», выпущенные «Новой зарей» совместно с французской компанией Marbel.

Многие советские парфюмы удостаивались престижных премий на международных выставках. А представители европейских парфюмерных компаний регулярно приезжали в СССР, чтобы поближе познакомиться с феноменом, который представляла собой советская парфюмерная промышленность.

На обложке кадр из фильма «Девчата»