Вера Васильева: лучшие фильмы, роли и секреты молодости звезды советского кино
30 сентября народной артистке СССР исполнилось бы 99 лет
Любимая несколькими поколениями зрителей актриса сыграла более чем в 40 фильмах и на протяжении 75 лет, практически до самой смерти, выходила на сцену Театра сатиры, ставшего для неё вторым домом. Вера Васильева никогда не скрывала свой возраст — а окружающие восхищались её неизменной элегантностью и гадали, как звезде удаётся так молодо выглядеть.
Куда заводят мечты
Дочь шофера и домохозяйки, Вера Васильева выросла в коммуналке в центре Москвы и до своего актёрского триумфа успела поработать на военном заводе в годы Великой отечественной войны. Об актёрской профессии она мечтала с детства, после того, как она девочкой попала в Большой театр. В 1943 году Вера поступила в театральное училище. Сниматься в кино Васильева начала ещё студенткой, сыграв эпизодическую роли девушки-монтировщицы в комедии «Близнецы» (1945 г.). В титрах ее не указали — но уже через пару лет фамилию молодой актрисы узнала вся страна.
Свою первую большую роль 23-летняя актриса сыграла в 1947 году в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Васильева впоследствии вспоминала, как тщательно готовилась к съёмкам: сделала макияж и завила кудри. Пырьев её стараний не оценил — велел умыться и расчесать волосы. По сценарию героиня, официантка-буфетчица Настя Гусенкова, должна была выглядеть простушкой. Фильм имел огромный успех. А юная актриса благодаря этой роли обрела всесоюзную попуоярность. И даже получила одну из высших наград того времени — Сталинскую премию I степени.
«Звезда экрана» и не только
Начиная с 1950-х годов Вера Васильева активно снималась — в полнометражных картинах и короткометражках, а также в фильмах-спектаклях, которых в её фильмографии особенно много. В 1953 году актриса сыграла одну из своих любимых, как она вспоминала впоследствии, ролей — бригадира колхоза Ольгу Степанову в музыкальной комедии «Свадьба с приданым». Сюжет картины, повторял одноимённый спектакль Театра сатиры и полностью соответствовал своему времени — героиня Васильевой соревновалась со своим возлюбленным, бригадиром соседнего колхоза, за лучшие показатели.
В том же году на экраны вышла короткометражка «Чук и Гек», снятая по мотивам одноимённого рассказа Аркадия Гайдара. В ней Васильева сыграла маму главных героев. Лента вошла в золотой фонд советского кино и получила приз Венецианского фестиваля детских фильмов. А зрители в очередной раз были покорены обаянием молодой актрисы.
Далее настал черёд фильмов «Они встретились в пути» (1957 г.), «Люди моей долины» (1960 г.), «Погоня» (1965 г.), «Похождения зубного врача» (1965 г.), «На завтрашней улице» (1965 г.) и других. Васильева никогда не отказывались от ролей второго плана. И воплощенные ею на экране мамы, жёны, соседки, подруги, коллеги по работе, благодаря природному обаянию и артистизму актрисы, запоминались зрителям не меньше, чем главные героини.
В 1974 году Васильева сыграла одну из своих самых ярких ролей — актрису Веронику в фильме «Звезда экрана». А через год на экраны вышел фильм режиссёра Ильи Фрэза «Это мы не проходили», получивший признание не только в России, но и за рубежом. Васильева сыграла в нём завуча Наталью Ивановну.
В 1981-м состоялась премьера фильма Татьяны Лиозновой «Карнавал», в котором Вера Васильева запомнилась зрителям по роли мамы Никиты (Александр Абдулов). Режиссеры часто предлагали ей роли матерей главных героев. Так, она была экранной мамой следователя Пал Палыча Знаменского (Георгий Мартынюк) в культовом сериале «Следствие ведут Знатоки» (1974 г.), а затем в его продолжении, вышедшем в 2002 году, мамой Жени Прохорова (Владимир Летенков) в фильме «Несовершеннолетние», ставшем лидером советского кинопроката в 1977 году, «мамой» Веры Глаголевой в «Выйти замуж за капитана» (1985 г.). За эту роль журнал «Советский экран» назвал Васильеву лучшей актрисой 1986 года .
С возрастом режиссёры все чаще видели Веру Кузьминичну в ролях бабушек главных персонажей. Всего же в фильмографии народной артистки почти полсотни ролей. Значительная часть из них — в фильмах-спектаклях Театра сатиры, где актриса служила всю жизнь.
Судьба подарила мне роскошные роли…
На сцену Театра сатиры Васильева выходила на протяжении почти 75 лет. Актриса пришла в его труппу в марте 1948 года и сыграла больше 60 ролей. Одной из самых знаменитых стала графиня Розина Альмавива в спектакле Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1969 г.). В 1973 году на экраны вышел одноимённый телеспектакль.
На пенсию Вера Кузьминична не спешила — даже в 97 лет она продолжала выходить на сцену любимого театра и участвовала в трёх постановках: «Таланты и поклонники» Бориса Морозова, «Роковое влечение» Алексея Житинкина и спектакле «Вера», в основу которого была положена собственная биография Веры Васильевой. В своих мемуарах актриса выражала благодарность театру и признавалась, что судьба подарила ей роскошные роли. Она отмечала, что могла нести на театральные подмостки все свои переживания — и называла это большим счастьем.
«Свадьба с приданым» и два романа
О своих личных переживаниях Васильева предпочитала не рассказывать. Больше 50 лет актриса была замужем за актёром театра и кино Владимиром Ушаковым, который сыграл её экранного возлюбленного в фильме «Свадьба с приданым». Этому браку предшествовал роман театральным режиссёром Борисом Равенских. Что интересно, в его постановке «Свадьба с приданым» в 1949 году актриса сыграла свою первую главную ролль на сцене в Театре сатиры. И хотя окружающие говорили, что эти отношения были очень сложные, сама Васильева впоследствии вспоминала о Равенских исключительно тепло.
Детей у Васильевой и Ушакова не было. Нерастраченную материнскую любовь Вера Кузьминична отдала дочери известного советского лингвиста Игоря Милославского Дарье. Они познакомились случайно — Васильева шла в больницу навестить заболевшего мужа. А Милославская предложила ей помочь донести тяжёлые сумки. Это уличное знакомство переросло в многолетнюю дружбу. Васильева считала Милославскую своей крёстной дочерью. А дочь Дарьи называла актрису своей бабушкой.
Васильеву неоднократно называли одной из самых стильных актрис своей эпохи. Даже в пожилом возрасте она имела изящную фигуру и умело подчеркивала её элегантными платьями. Народная артистка никогда не появлялась на публике без макияжа, аккуратно уложенной прически и, как и в молодости, носила каблуки, несмотря на то, что с возрастом ноги уже стильно уставали. А своим секретом молодости она называла хорошее настроение, большое количество работы и умение получать удовольствие даже от мелочей.