Да, я накрасилась: как детский макияж стал осознанным выбором

Делать яркие смоки-айс в четыре года. Рисовать образцовые стрелки в девять. В тринадцать так вообще стать бьюти-блогером на YouTube. Детский макияж — теперь не игрушка, а осознанный выбор. Почему девочки стали краситься так рано и какие от этого последствия? Сейчас разберёмся!

Накладные ресницы, черная подводка, фиолетовые тени до самых бровей. Побольше пудры, лютый контуринг и губы, которые с помощью карандаша увеличили в два раза (да, это видно). Селфи с таким макияжем я разглядываю в инстаграме. Ниже почти 17 тысяч комментариев. «Сколько тебе лет — сорок?», «Ну и намалевалась!», «Похоже, как будто у тебя четверо детей». И вроде обычная история: хейтеров бояться — в интернет не ходить. Вот только ведет этот аккаунт не бьюти-блогер со стажем, а 15-летняя Милли Бобби Браун, звезда сериала «Очень странные дела». Девочка, которая красится как взрослая женщина — и считает, что это нормально.

Сегодня детский мейкап — обычное дело. Чтобы в этом убедиться, просто откройте соцсети. Вот 6-летняя дочка Ким Кардашьян позирует с кислотно-оранжевыми стрелками — мамин визажист сделал. Малышка Бейонсе в свои семь и вовсе красится сама. То стразы на лоб приклеит, то фиолетовую помаду на губы нанесет. Да что уж там, в глянце для бьюти-съемок постоянно букируют совсем юных девочек.

Увидите их в журнале — точно не догадаетесь, что моделям по 12–14 лет. После нехитрых манипуляций визажиста и ретушера выглядят они как взрослые — только лучше. Кожа чище. Скулы острее. Брови пышнее.

Отдельная тема — дети-блогеры. Взгляните-ка на соцсети американского визажиста Эмили Льюис, где отдельную рубрику ведет девятилетняя Белла Луис. На глазах 210 тысяч фолловеров она ловко наносит себе тон, румяна, глиттер. Дочки блогера Кортни Маккатчен (пяти и семи лет) то пудрятся, то красятся тенями оттенков вырвиглаз. Бьюти-блоги ведут даже мальчики.

Похоже, в сознании бьюти-сообщества случился сейсмический сдвиг. Откуда у детей такое увлечение макияжем? Давайте разбираться.

«Моей дочке четыре года, и она уже интересуется мейкапом, — рассказывает визажист, основательница броу-бара и школы макияжа Ольга Петрова . — Как-то раз обсыпалась сияющей пудрой. А однажды вообще сделала себе полный макияж… гуашью. Брови — черные, рот — красный, на щеках широкие мазки — знаете, что-то в стиле Пикассо. Наверное, потому, что она занимается рисованием. Но чаще дочка пытается накрасить не себя, а меня. Когда достаю косметику, обязательно выбирает помаду и вбивает ее пальчиками. Расчесывает брови, и если ей напоминать „доченька, брови нужно зачесывать наверх“, то делает это так хорошо, что даже перечесывать не приходится. Остальные приемы у нее пока плохо получаются. Но ведь главное — привить вкус, техника — дело наживное. Кстати, я заметила, что девочки начинают краситься все раньше и раньше. Недавно в мою школу макияжа пришла ученица 12 лет. Сама я не адепт детского макияжа (максимум — немного прозрачного блеска и румян для фотосъемки), но если дочка будет этим увлекаться, запрещать не стану».

Не все родители относятся к мейку детей так спокойно. Учительница младших классов Екатерина Вейс говорит: «Моей Наде 15 лет. И для уроков она красится слишком ярко. Хотя у нее от природы густые ресницы, она обязательно наносит побольше туши. Любит тени. Рисует себе яркие брови. Эффектно, конечно, получается и даже профессионально — все приемы она повторяет за ютьюб-блогерами. Но без косметики Надя мне нравится больше. По моим наблюдениям, сегодня большинство девочек начинают интересоваться макияжем в третьем классе. Краситься на уроки я запрещаю: если вижу яркие ногти или губы — настоятельно рекомендую в таком виде больше не появляться. Поэтому они тайно приносят в школу косметику и просто показывают ее друг другу. Что меня действительно беспокоит: многие родители не заморачиваются, какие средства покупать детям, и выбирают самые дешевые. Так нельзя. Да, хороший мейк с гипоаллергенными формулами стоит дорого. Но лучше купить одно действительно качественное средство, чем целый пакет не пойми чего. Наде я выбираю макияж именно по такому принципу».

На самом деле детский макияж — тема не новая. Все началось еще во времена древних цивилизаций. К примеру, в Индии малышам подчеркивали брови и ресницы. В Египте подводили глаза. В Китае румянили щеки и покрывали ногти лаком (правда, последнее позволяли себе только аристократы). К XVII веку в Европе появились специальные краски для макияжа. «Они были почти в том же количестве оттенков, что и краски художественные, — пишет звездный визажист Лиза Элдридж в книге „Краски. История макияжа“. — В то время при дворе ими пользовались и мужчины, и даже дети — правда, несколько другими (более светлыми. — Прим. ред.) оттенками, нежели женщины».

@americanpageantsinc

Признаки легкого безумия начались в 1960-х: в Штатах появились детские конкурсы красоты, на которых девочки выступали с плотным тоном на лице и накладными ресницами. Первым был Little Miss of America, где дети выходили на подиум с тонной лака на волосах, плотным слоем пудры и яркой помадой. Но если тогда организаторы допускали к участию девочек от 13 до 17 лет, то сегодня в младшей категории выступают дети с трех месяцев до трех лет. Чем старше участницы, тем больше мамы впадают в крайности. Волосы нарастить. Про автозагар не забыть. Зубы отбелить или вообще поставить виниры. Истории даже известны случаи, когда девочкам кололи ботокс. Так, в 2011 году интернет обсуждал, что одной из участниц, Бритни Кэмпбелл, мама делала инъекции. А еще эпиляцию воском. Но оставим эти страшилки для ток-шоу на ТВ. Давайте о хорошем. В те же 1960-е в Европе придумали аквагрим. Краски ярких оттенков, которые легко смываются водой, понравились и детям, и родителям. Правда, в России аквагрим появился только в нулевых.

Если уход для малышей вышел уже в 1970-х (например, целую линию представил бренд Nivea), то макияж — только в 1990-х. Первая, она же самая популярная, марка на нашем рынке — «Маленькая фея» с солидным арсеналом блесков для губ, ароматов и лаков для ногтей. Ну а мечтой всех школьниц 1990-х стал набор косметики Pupa в виде матрешки. Внутри все самое нужное: несколько оттенков теней, помады и тушь. Наконец, даже Дом Guerlain в 1996 году представил аромат для юных модниц Petit Guerlain с нотами лаванды, мимозы и цитрусов. Но самый настоящий бум на детское бьюти начался в нулевых. Благодаря компании Disney и принцессам, на которых захотели быть похожими все девочки.

Ароматизированная вода с блестками «Золушка», Disney Princess

Сейчас легко найти какие угодно бьюти-средства для детей. Тут вам и продукция российского бренда Moriki Doriki — гигиенические помады с запахом фруктов и гель для душа с блестками. И спрей для волос с глиттером тех же Disney Princess. И бальзамы для губ от «Землянички» до «Печеньки» марки «Маша и Медведь». Девочки уже взрослые и хотят чего-нибудь посерьезнее? Макияж Soda для гораздых на выдумки подростков — в ассортименте. Здесь найдутся помады, тушь и тени всех цветов радуги.

Гринбо и ШушиЖители сказочной страны Океании, Moriki Doriki

В разном возрасте дети интересуются макияжем по разным причинам. «В три-пять лет у малышей формируется тяга к маме. Они хотя быть похожими на маму и повторяют за ней — вот и заглядываются на косметику, — объясняет Яна Приходкина, системный семейный психотерапевт. — Другое дело, если девочке от 10 до 14 лет. В таком возрасте макияж уже перестает быть игрой и становится частью развития.

Родителям на заметку. Запрещать косметику — плохая идея. Если ребенку кажется, что накрасить глаза зеленым, а губы синим — это стиль, лучше объяснить, почему так делать не надо. Не в лоб, а по-хитрому: попытаться построить партнерские отношения. Например, чаще показывать дочке фото звезд и моделей с естественным мейком. Объяснять, какие оттенки лучше выбирать и как лучше сочетать макияж с одеждой. И конечно же, подарить ей собственную косметику, чтобы не было соблазна одалживать вашу. Ребенок устроил в магазине скандал и потребовал купить вон тот зеленый блеск? Скажите что-то в духе: «Я понимаю, ты очень хочешь этот термоядерно-зеленый блеск, но на губах он будет выглядеть не очень красиво. И в школу тебя не пустят. Давай я лучше куплю модную розовую помаду. Нет, даже две. Тебе она правда подойдет. Мне-то ты можешь доверять в этом вопросе».

@gigihadid

Чего точно не стоит делать, так это занимать позицию контролирующего родителя и запрещать косметику. Велик риск, что дочка устроит бунт и найдет другой способ намалеваться как павлин. Одолжит бьюти-арсенал у подружки или накрасится в магазине. Если в школе одни социальные нормы, то в детском спорте (художественной гимнастике и бальных танцах) — другие: все девочки носят яркий макияж с юного возраста. «Это абсолютно нормально. В спорте свои правила, — продолжает Яна Приходкина. — А будет ли девочка краситься так же в обычной жизни — зависит только от ее воспитания и желания».

Тому подтверждение — слова мастера спорта по художественной гимнастике Александры Завацкой. «Я завязала с профессиональным спортом в 18 лет и теперь почти не пользуюсь косметикой. После бьюти-ужасов, которые я пережила в детстве, мне так комфортнее, — говорит Александра. — Уже в пять лет я выступала с макияжем. Тренер красил меня убойно. Рисовал голубые „кометы“ до висков. Делал контуринг пудрой кирпичного цвета. Все для того, чтобы зрители видели черты лица даже с самых дальних трибун». А вот чемпионка Европы по бальным танцам Ярослава Саталкина, напротив, полюбила макияж благодаря выступлениям. «У нас в танцах на турниры можно краситься только с 14 лет. Этого возраста ждут все девочки, — рассказывает Ярослава. — Если ты младше и вышла на паркет с макияжем, судья скорее всего попросит умыться или вообще снимет с соревнования. Когда я доросла до мейка, у меня уже была своя косметика Maybelline. Макияж быстро стал моим самым любимым ритуалом. Когда он получался идеальным, настроение поднималось — и я танцевала лучше. Сейчас даже вне паркета я обожаю делать смоки и рисовать черные стрелки. К слову, сегодня на танцах дети стараются накраситься в рекордно юном возрасте. Мои пятилетние ученицы уже обсуждают мейк и маникюр».

Нас воспитывали в реалиях, где маленьким детям краситься нельзя. И во многом это справедливо. «Не все средства хороши для детей. Если и выбирать, то предпочтите тональному крему легкую минеральную пудру, которая позволит коже дышать, — комментирует Ольга Ибракова, врач-косметолог и дерматовенеролог клиники эстетической медицины Tori. — А еще содержит цинк и серу. Эти компоненты матируют и обеспечивают лечебный эффект — подсушивают воспаления. Когда накраситься ну очень хочется, можно взять тушь. Главное, чтобы она была с натуральными маслами и легко смывалась. От увлажняющего блеска для губ так вообще будет польза. Что касается тональных средств, начинать ими пользоваться можно лет с 16. И только по необходимости».

Пока на форумах не утихают споры, можно ли краситься девочке в школу, юные бьюти-блогеры вовсю обучают макияжу сотни тысяч своих подписчиков. «Сейчас в моем инстаграм-аккаунте 129 тысяч подписчиков. А некоторые обзоры на YouTube набирают по 500 тысяч просмотров, — рассказывает лайфстайл-блогер Виктория Крамаренко. — Я показываю, как ухаживать за кожей, рисовать стрелки, наносить хайлайтер. Первые видео я начала выкладывать в 16 лет. А когда мне было 11, регулярно писала статьи про уход и макияж на сайт для девочек Kita Club. Краситься начала вообще в девять лет. Как так вышло? Летом я гостила у бабушки под Ярославлем. И главным развлечением для нас с подружкой было тайком бегать в соседний поселок за косметикой. Там я нашла жирный-жирный тональный крем. Несмотря на жару, обновляла его каждые полчаса и для полноты образа добавляла глянцевую алую помаду. Почему-то мне казалось, так я нравлюсь мальчикам. Кстати, мама, хоть и видела мой пугающий мейк, ничего не запрещала. Тактично давала советы, покупала качественные средства естественных оттенков и незаметно подкладывала их в косметичку. Так по-дружески она сформировала мои бьюти-привычки. Мам, спасибо тебе за это!»